Led Zeppelin II


Led Zeppelin II — второй студийный альбом британской рок-группы Led Zeppelin, выпущенный 22 октября 1969 года на лейбле Atlantic Records. Запись пластинки проходила в нескольких студиях, расположенных в Великобритании и Северной Америке, с января по август 1969 года. Продюсером альбома выступил Джимми Пейдж, который уже руководил в этом амплуа созданием дебютного диска группы. Музыканты сотрудничали со звукоинженером Эдди Крамером, который внёс большой вклад в уникальное звучание лонгплея. Led Zeppelin II демонстрирует эволюцию музыкального стиля группы — на центральное место выходит гитарный звук, основанный на риффах. Многие критики считают этот альбом наиболее «тяжёлым» в дискографии Led Zeppelin[1].

Led Zeppelin II имел хорошие продажи и стал первым альбомом группы, который занял верхние строчки чартов Великобритании и США. В 1970 году арт-директор пластинки — Дэвид Джунипер был номинирован на премию «Грэмми» в категории «Лучшее оформление альбома». К 15 ноября 1999 года продажи альбома составили свыше 12 миллионов экземпляров. С момента его издания писатели и музыкальные критики регулярно отмечают Led Zeppelin II в числе величайших и наиболее влиятельных рок-альбомов всех времён.

Альбом был задуман во время напряжённых гастролей группы с января по август 1969 года: за это время музыканты отыграли четыре европейских и три американских концертных тура[2]. Каждая песня записывалась отдельно: их сводили и продюсировали в различных студиях в Великобритании и Северной Америке. Материал для альбома сочинялся прямо по ходу турне: во время пауз между концертами (как правило длившихся пару часов), музыканты резервировали студию и начинали процесс записи, зачастую звук получался спонтанным[2]. Басист Джон Пол Джонс вспоминал: «Мы много гастролировали. Риффы Джимми [Пейджа] получались резкими и яростными. Многие из них были придуманы на сцене, особенно во время длинной, импровизационной части песни „Dazed and Confused“. Мы отмечали хорошие варианты и заезжали в студию по пути на следующее шоу»[3].

Некоторые из звукозаписывающих студий, в которых останавливалась группа, не располагали передовым оборудованием. Студия в Ванкувере, прозванная музыкантами «хижиной» (англ. the hut)[4], имела восьмидорожечный рекордер, у которого не было даже порта для наушников[5][6]. Солист группы Роберт Плант позже рассказал о процессе сочинения и записи, заявив: «На самом деле, всё это было сумасшествием. Мы сочиняли песни в номерах отелей, затем записывали ритм-секцию в Лондоне, добавляли вокал в Нью-Йорке, накладывали губную гармонику в Ванкувере, а затем возвращались, чтобы закончить микширование в Нью-Йорке»[7].

Овердаббинг для песен «Thank You», «The Lemon Song» и «Moby Dick» был сделан во время турне, микшированием «Whole Lotta Love» и «Heartbreaker» также занимались по ходу гастролей. Позже Пейдж заявил: «Другими словами, часть материала вышла из репетиций для очередного тура»[6].