Овердаббинг


Овердаббинг (англ. Overdubbing; процесс создания так называемого овердаба, или наложений) — музыкальная техника, используемая в аудиозаписи, при которой музыкальный отрывок записывается и накладывается два или более раз. Эта практика используется для записи вокала, музыкальных инструментов или ансамблей/оркестров.

Во время овердаббинга вокала исполнитель обычно слушает уже записанный дубль (как правило через наушники в студии звукозаписи) и параллельно исполняет новый — на фоне воспроизведения предыдущего, который также записывается на плёнку. Цель состоит в том, что окончательный микс будет содержать комбинацию двух этих «дублей»  (англ.) (англ. dubs)[1]. В итоге получается дублирование вокала.

Другим видом овердаббинга является так называемый «трекинг» (англ. «tracking»; или «укладка основных треков»), где сначала записываются треки, содержащие ритм-секцию (как правило, включая ударные), а затем следуют наложения (сольные инструменты, такие как клавишные или гитара, и в самом конце — вокал). Этот метод был стандартным методом для записи популярной музыки с начала 1960-х гг. Сегодня наложение может быть выполнено даже на базовом записывающем оборудовании или типичном ПК, оснащенном звуковой картой[1], с использованием программного обеспечения digital audio workstation.

Возможно, самым ранним примером коммерческого выпуска записей с овердаббингом является релиз лейбла RCA Victor в конце 1920-х годов, вскоре после появления электрических микрофонов в студии звукозаписи этой фирмы. Записи покойного на тот момент певца Энрико Карузо все еще хорошо продавались, поэтому руководство RCA приняло решение переиздать некоторые его ранние песни, записанные только под аккомпанемент фортепиано, добавив в них студийный оркестр.

Также предвестником овердаббинга был американский джазовый музыкант Сидней Беше, который применил технику наложения в 1941 году для песен «The Sheik of Araby» и «Blues of Bechet». Мультиинструменталист записал кларнет, сопрано, тенор-саксофон, фортепиано, а также партии баса и ударных для обеих песен, а затем смикшировал каждый инструментальный трек друг на друга, отдельными треками. Записи были выпущены под заголовком «Sidney Bechet’s One Man Band»[2].