M109 (САУ)


M109 (англ. 155mm Self-Propelled Howitzer M109) — американская самоходная артиллерийская установка, класса самоходных гаубиц.

Создана в 19531960 годах для замены малоудачной M44, параллельно со 105-мм САУ M108. Находилась в серийном производстве в США, неоднократно модернизируясь, с 1962 по 2003 год, также выпускалась по лицензии в 1990-х годах в Южной Корее. Быстро стала стандартной САУ войск США, вытеснив как более старые образцы, так и M108. Впервые M109 была использована в бою во Вьетнамской войне и впоследствии применялась почти во всех военных конфликтах, в которых принимали участие США. Помимо армии США, получила распространение в войсках стран НАТО, в значительных количествах поставлялась также в ряд других стран и использовалась во многих региональных конфликтах. Многочисленные попытки заменить её на другие, более современные САУ, были отвергнуты в итоге по экономическим соображениям в пользу модернизации[3].

В проекте по созданию опытного прототипа M109 участвовало несколько независимых друг от друга корпораций-подрядчиков с собственными проектами: Consolidated Diesel Electric, FMC, General Motors, Chrysler и Caterpillar, — аналогичный набор подрядчиков участвовал в проекте разработки лёгкого танка XM551 Sheridan[4]. Лицом, ответственным за осуществление контроля над ходом проекта на стадии серийного производства от Управления вооружений Армии США был назначен полковник Пол Симпсон[5]. Созданием модифицированных вариантов САУ и их мелкосерийным производством опытными партиями занималась компания Bowen-McLaughlin-York на заводе в Йорке, Пенсильвания, которая сформировала для этих целей производственный консорциум с корпорацией FMC (с главенствующей ролью последней), в образованном консорциуме, FMC брала на себя организацию серийного производства, сборка осуществлялась её же персоналом в специально построенном для этих целей сборочном цехе на территории Леттеркеннийского армейского арсенала (это требовалось по условиям государственного контракта).[6] Кливлендский автобронетанковый завод (казённое учреждение) администрировался по контракту сначала Cadillac, а затем Chrysler, которая занималась выпуском САУ до начала 1970-х гг.[7]

Корпус и башня выполнены из катаной алюминиевой брони, которая обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов полевой артиллерии.


M109A2 на бывшей бельгийской авиабазе Брассат (Brasschaat).
Внутри башни М109А7 1-5-го артиллерийского дивизиона 1-й пехотной дивизии во время стрельбы. Торунь, Польша. 15 мая 2019 года.
Прототип М109А7.