M8 (бронеавтомобиль)


M8 (англ. Light Armored Car M8), известный также под его британским названием «Грейхаунд» (англ. Greyhound) — лёгкий бронеавтомобиль США периода Второй мировой войны. Разработан фирмой Ford Motor Company в 1942 году на основе бронеавтомобиля T17. Производился серийно с марта 1943 по апрель 1944 года, общий выпуск составил 8523 единицы. Активно использовался войсками США во Второй мировой, а также Корейской войне и был снят с вооружения в начале 1950-х годов. В больших количествах поставлялся в другие страны и использовался в ряде вооружённых конфликтов. На 2008 год, всё ещё состоял на вооружении в ряде стран.

На протяжении межвоенного периода, в США был разработан ряд образцов бронеавтомобилей и других типов бронированных колёсных машин (БКМ), но в целом им уделялось сравнительно малое внимание по сравнению с гусеничными боевыми машинами. С 1919 года по начало 1930-х годов танкостроение США, прежде всего вследствие финансовых ограничений, ограничивалось постройкой прототипов, а в дальнейшем на основе изучения опыта Гражданской войны в Испании армией было сочтено, что колёсные машины обладают недостаточной для использования в современных боевых действиях проходимостью, по сравнению с гусеничными и полугусеничными, которым было отдано предпочтение. Разработка бронированных колёсных машин в основном велась по заказам кавалерии, чья доктрина предусматривала использование двух классов БКМ: разведывательных машин (англ. Scout Car) представлявших собой открытые сверху легкобронированные транспортёры для перевозки разведывательного отделения, вооружённые пулемётами на ручных открытых установках, и собственно бронеавтомобилей (англ. Armored Car), имевших башенную компоновку. Если первую роль выполняли M3, чьё серийное производство началось в 1937 году, то серийные бронеавтомобили Армии США к 1940 году были представлены лишь устаревшим M1, выпущенным в количестве 22 единиц в 1931—1937 годах[1][2].

Официально в начале Второй мировой войны потребность в новом бронеавтомобиле армией не объявлялась[1], хотя отдельные разработки в этой области, с целью создания авиатранспортабельных бронемашин, всё же проводились с весны 1941 года[3]. Тем не менее, к 1941 году рядом фирм в США были в инициативном порядке разработаны свои проекты бронеавтомобилей. Частично это осуществлялась в рамках мобилизации промышленности, вне конкретных заказов армии, так как производственные возможности многих из предприятий автомобильной промышленности позволяли производить лишь колёсные, но не требуемые военными гусеничные или полугусеничные машины. Кроме того, возможным заказчиком, через программу ленд-лиза, являлась Великобритания, проявлявшая интерес к закупке в США средних и тяжёлых бронеавтомобилей[1].