MH-1A


Sturgis (MH-1A) — первая в мире плавучая атомная электростанция. Смонтированный на переоборудованной из транспорта типа «Liberty» барже Sturgis, водо-водяной реактор MH-1A был частью серии реакторов в рамках ядерно-энергетической программы армии США, целью которой было разработать небольшие ядерные реакторы для выработки электрической и тепловой энергии преимущественно на удаленных, относительно труднодоступных объектах. Реактор АЭС впервые запущен в 1967 году и выведен из эксплуатации в 1976—1977 годах, реактор и баржа разобраны и утилизированы к 2019 году.

MH-1A представлял собой одноконтурный водо-водяной реактор с водой под давлением, использовавший в качестве топлива низкообогащённый уран (от 4 % до 7 % 235U). Мощность реактора составляла 10 МВт[2][3].

Реактор был смонтирован переоборудованном в несамоходную баржу транспорте типа Liberty, номер корпуса 3145, до того называвшимся SS Charles S. Cugl. Реконструированное судно получило название Sturgis в честь вышедшего в отставку по состоянию здоровья руководителя Корпуса инженеров генерал-лейтенанта Сэмуэля Дэвиса Стерджиса (англ. Samuel D. Sturgis, внук Сэмуэля Дэвиса Стерджиса)[4].

Sturgis был спроектирован как буксируемое судно, поскольку предполагалось, что он будет оставаться на якоре большую часть своего срока службы, что делало неэкономичным сохранение собственной силовой установки корабля[4]. У судна-донора была удалена силовая установка, а средняя часть была вырезана и заменена на новую конструкцию, которая содержала в себе ядерный реактор, основное оборудование первого и второго контуров охлаждения и электрическое оборудование[5].

Ядерный реактор был расположен в центре судна, чтобы защитить его от «потенциально катастрофических ударов», которые могут произойти при посадке судна на мель или столкновении с другим большим судном и последующем затоплении баржи. Реактор был заключён в защитную оболочку, состоящую из свинцовой сферы, окружённой железобетоном[5]. Новая средняя часть судна оказалась примерно на 2,5 метра (8 футов) шире оригинальной конструкции, что потребовало изменить геометрию носовой и кормовой частей судна[6][5]. Также на судне были сделаны отсеки с морской, пресной водой и другим балластом, чтобы обеспечить расстояние не менее 2 метров (7 футов) между реактором и палубой[5].

Для обучения персонала в форте Белвуар был установлен симулятор MH-1A с аналоговым компьютером.[источник не указан 130 дней]