Баржа


Ба́ржа[1] (также используется Баржа́) — плоскодонное тихоходное грузовое судно, с упрощёнными обводами корпуса, преимущественно несамоходное, которое используется для перевозки грузов по воде, и других целей.

В других источниках указано что Ба́ржа ж. большое гребное судно, катер о 20-ти и более вёслах, с беседкою, навесом. || Подчалок, грузовое судно без паруса и вёсел, которое берется в таск (на буксир) пароходом[1], грузовое плоскодонное судно, без вёсел, идущее по течению или на бичеве или буксире[2]. Для перемещения несамоходной баржи используют буксир, буксир-толкач, ранее людская (бурлаки) или конная тяга. Если баржа имеет двигатель, то добавляется уточнение, прилагательное: «самоходная баржа».

Ранее баржа классифицировалась как плоскодонное грузовое судно, применяемое для нагрузки и выгрузки кораблей, и гребное судно, подобное катеру[3]. В Англии баржой называлась 8-ми — 12-ти вёсельная шлюпка[4] английского адмирала или капитана. Во Франции баржой называлось плоское речное судно с парусом и вёслами, длиною 7—10 метров. Баржами часто называли судно, которое бурлаки тянули по рекам и каналам[5].

На окончание XIX столетия баржи, строились из дерева и из стали, и как суда для перевозки грузов на рейдах, имели различное предназначение и соответственно названия, в зависимости от рода груза:

А перевозку нефти и нефтепродуктов наливом, в баржах и на судах, предложил Д. И. Менделеев русский учёный, и в то время этот способ получил название «менделеевский» и был подхвачен во всем мире.

В 1907 году на Гороховецком Котельном (судостроительном) заводе была построена, по заказу председателя Нижегородского биржевого общества Д. В. Сироткина, крупнейшая в мире именная нефтеналивная баржа, на тот период времени, «Марфа Посадница», с почти плоским днищем и закруглённым носом, длиной 172 метра, шириной 24 метра, высота её борта составляла 3,85 метра, а грузоподъемность — 9 150 тонн. Историки речного флота её постройку и начало эксплуатации до сих пор квалифицируют не иначе как революцию в речном судостроении. Котельный завод Ивана Александровича Шорина с честью выполнил заказ, после чего ещё построил ряд однотипных барж-гигантов по заказу Д. В. Сироткина, а затем общества «Волга» и товарищества «Нобель».