Баржа


Ба́ржа[1] (разг. баржа́) — плоскодонное тихоходное грузовое судно, с упрощёнными обводами корпуса, преимущественно несамоходное, которое используется для перевозки грузов по воде, и других целей.

В других источниках указано, что «баржа» — большое гребное судно, катер о 20-ти и более вёслах с беседкою и навесом. Подчалок, грузовое судно без паруса и вёсел, которое берётся «в таск» (на буксир) пароходом[1], грузовое плоскодонное судно, без вёсел, идущее по течению или на бичеве или буксире[2].

Для перемещения несамоходной баржи используют буксир, буксир-толкач, ранее — людская (бурлаки) или конная тяга. Если баржа имеет двигатель, то добавляется уточнение «самоходная баржа».

Ранее «баржа» классифицировалась как плоскодонное грузовое судно, применяемое для нагрузки и выгрузки кораблей, и гребное судно, подобное катеру[3]. В Англии «баржой» называлась 8—12-вёсельная шлюпка[4] английского адмирала или капитана. Во Франции «баржой» называлось плоское речное судно с парусом и вёслами, длиною 7—10 метров. «Баржой» часто называли судно, которое бурлаки тянули по рекам и каналам[5].

На окончание XIX столетия баржи строились из дерева и из стали, и как суда для перевозки грузов на рейдах, имели различное предназначение и соответственно названия, в зависимости от рода груза:

А перевозку нефти и нефтепродуктов наливом в баржах и судах предложил русский учёный Д. И. Менделеев, этот способ получил название «менделеевский» и был подхвачен во всём мире.