MIT OpenCourseWare


MIT OpenCourseWare (MIT OCW) — проект Массачусетского технологического института по публикации в свободном доступе материалов всех курсов института. Публикуемые материалы включают планы курсов, конспекты лекций, домашние задания, экзаменационные вопросы. Для некоторых курсов доступны видеозаписи лекций[1]. Отмеченная рядом премий[2][3][4] инициатива MIT подала пример, которому последовали другие университеты[5].

MIT OCW возник из ряда инициатив, проводимых советом института по образовательным технологиям (MIT Council on Educational Technology). В 1999 году входившая в состав совета группа по разработке стратегии под руководством провоста Роберта Брауна (англ. Robert A. Brown) рассматривала возможности использования интернета в образовательных целях.[6] В это время ещё не произошёл крах доткомов и дистанционное образование считалось очень перспективным бизнесом. Аналитики Merrill Lynch предсказывали, что объём рынка дистанционных образовательных услуг в США к 2003 году превзойдёт 25 млрд $. Появившиеся, чтобы занять место на данном рынке, компании искали сотрудничества с университетами, в том числе и с MIT.[7] Для оценки возможностей института в изменчивой обстановке интернет-образования, группа по разработке стратегии решила обратиться к консалтинговому агентству McKinsey & Company.[6]

Проведённый MIT и McKinsey опрос сотрудников института показал, что они не являются сторонниками работы на массовом рынке непрерывного образования и в качестве представителей целевой аудитории — специалистов с техническим образованием — следует рассматривать выпускников института.[6][8] Для данной аудитории в 2000 году группой был разработан план проекта Knowledge Updates@MIT, предусматривавший создание мини-курсов по новым направлениям в технических и междисциплинарных областях.[6] Однако, исследования рынка показали, что для окупаемости проекта нужен долгий срок и более широкая по сравнению с изначально запланированной аудитория,[8] адаптировать курсы для которой большинство преподавателей института не могло.[9] Это поставило под сомнение коммерческий потенциал проекта.[8] Члены группы также опасались, даже при успешной реализации, проект не сможет существенно повысить влияние института.[6]

Опрос сотрудников также показал, что до 20 % преподавателей института уже создали сайты для своих курсов по собственной инициативе, и это побудило группу рассмотреть возможность бесплатного распространения образовательных материалов (OpenCourseWare@MIT).[8][10] В составленном по результатам проделанной работы отчёте группы говорилось, что бесплатные материалы OpenCourseWare будут привлекать клиентов к платным Knowledge Updates, однако вскоре эти проекты были разделены. Курсы Knowledge Updates готовились с 2003 по 2005 год и не смогли привлечь достаточного количества клиентов.[6]