NOP


В информатике NOP или NOOP (сокращение от английского: «No OPeration») инструкция процессора на языке ассемблера, или команда протокола, которая предписывает ничего не делать.

Набор команд многих процессоров содержит инструкцию, цель которой состоит не в том, чтобы изменить состояние какого-либо регистра или ячейки памяти, а в том чтобы затратить определённое число тактов процессора. Для тех процессоров, в которых специальная инструкция отсутствует, NOP имитируется какой-то другой инструкцией с такими параметрами, что никакие действия не производятся (регистры и флаги не меняются). Например, в SPARC-процессорах в качестве NOP рекомендуется инструкция "sethi 0, %g0"). В архитектуре x86 команда NOP кодируется одним байтом 90h, в микропроцессоре Z80 — байтом 00h.

На самом деле, инструкция NOP для x86-процессоров эквивалентна XCHG EAX,EAX (или XCHG AX,AX в реальном режиме), которая имеет тот же опкод 0x90 и не производит никакого эффекта, за исключением следующих специальных случаев:

«Дорожка NOP’ов» или «трамплин NOP’ов» — известный хакерский приём, связанный с исполнением произвольного кода.

Наиболее распространённая причина исполнения произвольного кода — переполнение буфера. Впрочем, зачастую адрес, который запишется вместо точки возврата, известен лишь приблизительно. В таком случае создаётся такой код.

Cуществуют различные варианты байтовых наборов, при исполнении которых процессор ничего не делает — «длинные» аналоги команды NOP. Простейший двухбайтовый вариант NOP в 32-разрядной архитектуре x86 — команда XCHG AX,AX с машинным кодом 6690h. От обычной (однобайтовой) команды NOP отличается префиксом изменения разрядности операнда. Например, в среде Delphi для выравнивания размеров процедур и функций по границам двойного слова используются инструкции NOP (1 байт 90h), MOV EAX,EAX (2 байта 89C0h) или LEA EAX,[EAX+0] (3 байта 8D4000h). Другие «длинные» варианты команды NOP (они далеко не единственно возможные), начиная с длины 3 байта, приведены ниже: