Nepal Railways


Непальские железные дороги (Nepal Railways Corporation Ltd., NRC, непальск. नेपाल रेल्वे) — государственная компания, в ведении которой находятся железные дороги Непала.

В стране действует две железнодорожные линии: Раксаул — Сирсия и Джайнагар — Джанакпур. Первая имеет длину 6 км и соединяет город Раксаул в штате Бихар (Индия) с контейнерным складом в непальской деревне Сирсия вблизи Бирганджа. В основном линия используется для грузовых перевозок[1] и является важной транспортной магистралью для импорта[2]. Вторая линия имеет длину 28 км и связывает индийский Джайнагар с непальским Джанакпуром. Она используется главным образом для пассажирских перевозок[3].

Первая железная дорога в Непале, Nepal Government Railway (NGR), была построена британцами в 1927 году в период правления семьи Рана. Она принадлежала правительству и представляла собой узкоколейную железную дорогу с шириной колеи 762 мм (2 фута 6 дюймов)[4]. Линия соединяла Раксаул в Британской Индии с Амлехганджем в Королевстве Непал[5]. Длина линии составляла 39 км и позволяла жителям разных районов страны добираться до Амлехганджа и доставлять тяжёлые грузы в Бхимпхеди. В то время из Бхимпхеди можно было добраться до Катманду пешком. NGR владела семью паровозами, 12 пассажирскими и 82 грузовыми вагонами[6]. Локомотивный парк составляли паровозы системы Гаррат производства британской компании Beyer, Peacock and Company[7].

В 1937 году британцы построили вторую железную дорогу в стране, Nepal Janakpur Jaynagar Railway (NJJR), связавшую непальский Джанакпур и индийский Джайнагар. Она имела ту же ширину колеи, что и NGR, и протяжённость 45 км. Её основным предназначением являлась доставка древесины из в то время богатых лесами районов в окрестностях Джанакпура в Британскую Индию[8]. Позднее линия была продолжена до Биджалпуры.

Линия от Раксаула до Амлехганжа работала до 1965 года. Её закрыли после постройки шоссе Трибхуван, соединившего Раксаул с Катманду[9]. Впоследствии узкоколейная дорога была заменена Индийскими железными дорогами на путь с шириной колеи 1676 мм (5 футов 6 дюймов) для доступа к контейнерному терминалу в Сирсии. Линия полностью введена в эксплуатацию в 2005 году, хотя некоторые участки использовались с 2002 года. По дороге доставляются контейнеры и другие грузы из порта Калькутты и других мест Индии. Сирсия является важной перевалочной базой для импорта в Китай, а также играет значительную роль в торговле Непала. Сирсия находится в 700 км от Калькутты по железной дороге.

В 2001 году, после размыва железнодорожной насыпи и разрушения двух мостов, участок железной дороги длиной 22 км между Джанакпуром и Биджалпурой был закрыт. Оставшаяся линия Джанакпур — Джайнагар была переведена на широкую колею 1676 мм в 2018 году, планируется её продолжение до Бардибаса[8][3].