GG1 (Pennsylvania Railroad)


Электровоз GG1 — электровоз c 6 ведущими и 4 бегунковыми осями, разработанный и производившийся GE Transportation и Altoona Works в США, эксплуатировался преимущественно на дорогах штата Пенсильвания c 1935 по 1983 гг.

GG1 разрабатывались как замена локомотивов PRR P5[англ.]*, эксплуатировавшихся в начале 30-х гг. на Пенсильванской железной дороге. Для проектирования компаниям Westinghouse Electric и General Electric было поставлено следующее задание: максимальная скорость не менее 100 миль/час (160 км/ч), обтекаемую конструкцию корпуса и центральное расположение кабины машиниста. После сравнительных испытаний (в том числе 10 недель использования для вождения поездов на маршруте Филадельфия — Нью-Йорк) предоставленных образцов для серийного производства был выбран вариант General Electric (GG1).

Конструктивно электровоз представляет собой выполненные в едином корпусе (но на отдельных рамах) два электровоза с 5 осями. По принятой в США системе записи осевых формул для обозначения пяти ведущих осей соответствует литера G, и, хотя ведущих осей всего 3 на каждой половине электровоза, для обозначения всей конструкции применяется запись GG1, косвенно указывающая на конструкцию из двух относительно самостоятельных частей, однако не совсем корректная. Известны случаи самостоятельной эксплуатации половинки электровоза, дооборудованной сцепным устройством[1]. Требования к конструкции с центральным расположением кабины на относительно большой высоте над полотном были вызваны не только соображениями аэродинамически оптимизированного дизайна, но и соображениями безопасности[2]. Аналогичные корпуса получили локомотивы-предшественники серии PRR P5 после гибели локомотивной бригады в столкновении PRR P5 на переезде с грузовиком, перевозившим яблоки.

Наиболее известный случай произошёл 15 января 1953 г. Локомотив PRR 4876 с поездом из Бостона в Вашингтон проследовал пост в 3,4 км к северу от Union Station со скоростью 100—110 км/ч. Машинист начал было сбавлять скорость перед прибытием на станцию, однако заметил, что тормозного эффекта нет и поезд скорость не уменьшает. Когда машинист применил экстренное торможение и это так же не дало никакого эффекта, он стал подавать звуковые сигналы, на которые среагировал дежурный поста, который сообщил на станцию о том, что 4876 проследовал с явно завышенной скоростью. Поезд прошёл несколько стрелочных переводов, зашёл на станцию со скоростью порядка 65 км/ч, сбил ограждение тупика и влетел в здание вокзала. Под своим весом 4876 провалился в подвал здания, и для предстоящей инаугурации президента Эйзенхауэра над ним был возведён временный пол. После проведения инаугурации локомотив был вынут из подвала, отремонтирован на заводе Элтуна и снова встал в строй.