RER


RER (полное официальное название фр. Réseau Express Régional d'Île-de-France, «Сеть экспрессов региона Иль-де-Франс», произносится по французским названиям букв; в максимально возможном в кириллической записи приближении к французской фонетике — «эр-о-э́р»; часто встречающиеся варианты транскрипции «эр-ё-эр» и «рэр» ошибочны) — система скоростного общественного транспорта, обслуживающая Париж и пригороды. Представляет собой объединение пригородных наземных железнодорожных линий (отчасти ранее существовавших, отчасти вновь построенных и реконструированных) и новых, возникших в 1960-е — 1990-е годы, подземных линий в границах Парижа.

По идеологии система близка к S-Bahn в немецких городах; важной особенностью является активное использование подземных линий в черте города и популярность внутригородских маршрутов, что сближает RER с метро. Кроме того, RER и Парижский метрополитен интегрированы благодаря системе пересадок и оплаты. Движение поездов на линиях RER — левостороннее.

Всего в RER 257 станций (в том числе 33 в границах Парижа), длина 616,5 км, в том числе 76,5 км (более 40 станций) под землёй. В год системой пользуется около 780 млн пассажиров или 2,14 млн в день. Достаточно быстро после развития полноценной системы в конце 1970-х — начале 1980-х годов стала очевидной перегрузка системы. На линии A в каждом направлении в час едет 55 тысяч пассажиров — самая высокая цифра в мире за пределами Японии. В 1989 году уменьшены интервалы между поездами, а с 1998 года используются двухэтажные поезда.

Часть линий подчиняется транспортной компании, владеющей также метро (RATP), часть — железной дороге (SNCF), стоимость проезда по линиям обоих типов одинакова. В зависимости от дальности поездки имеется 5 зон оплаты.

В границах Парижа RER имеет несколько пересадок на метрополитен, в черте города для поездок на нём действуют те же билеты, что и на метро и наземный транспорт (но при пересечении границ города надо покупать отдельный билет). Парижские станции RER расположены существенно реже, чем в метро, имеют, как правило, бо́льшую глубину заложения, а линии гораздо меньше искривлены (по этим параметрам RER ближе, например, к Московскому метрополитену). На многие поездки в пределах города с использованием RER уходит заметно меньше времени, чем на метро.

О торжественном начале строительства было объявлено в июле 1961 г. (первые проекты восходят к 1936 г.), окончательный проект разработан в 1965 г.; при этом название системы долго не было утверждено. Первая очередь («Насьон» — «Буасси-Сен-Леже») была открыта 12 декабря 1969 г., в этот же день появилось и название RER. Но лишь 9 декабря 1977 г. западный и восточный участки Линии A («Насьон» — «Буаси» и «Обер» — «Сен-Жермен-ан-Лэ») соединились под землёй в самом центре Парижа, на станции «Шатле — Ле-Аль», обеспечив пересадку сразу на несколько линий метрополитена; впоследствии на этой станции появился переход ещё на две линии RER — B и D, что сделало Шатле одним из крупнейших пересадочных узлов в мире.