Rhinoceros 3D


Rhinoceros (Rhino) — коммерческое программное обеспечение для трехмерного NURBS-моделирования разработки Robert McNeel & Associates. Преимущественно используется в промышленном дизайне, архитектуре, корабельном проектировании, ювелирном и автомобильном дизайне, в CAD/CAM проектировании, быстром прототипировании, реверсивной разработке, а также в мультимедиа и графическом дизайне[2][3].

Rhino специализируется на NURBS-моделировании. В плагины, разрабатываемые McNeel, входят Flamingo (рейтрейс рендеринг), Penguin (нефотореалистичный рендеринг), Bongo (анимация) и Brazil (сложный рендеринг). Существует более тысячи сторонних плагинов для Rhino. Как и во многих других программах моделирования, в Rhino есть свой язык скриптов, основанный на Visual Basic, а SDK позволяет читать и записывать файлы напрямую.

Растущая популярность Rhino основана на его разнородности, разнообразии функциональной применимости, быстрой обучаемости, относительно небольшой стоимости и возможности импорта/экспорта почти 30 различных форматов, которые позволяют использовать Rhino как «конвертер» в рабочем процессе.

Разработка Rhino началась в 1992 году в качестве плагина для AutoCAD по инициативе человека по имени Боб МакНил (Bob McNeel) — бухгалтера по образованию и просто очень увлеченного человека, который волею судеб оказался в числе разработчиков программного обеспечения сперва для бухгалтерских компаний, а затем и пакетов 3D-графики. Однако практически сразу после начала своей деятельности в качестве партнера компании AutoDesk, Боб МакНил собрал свою команду и, объединившись в McNeel & Associates, переключился на создание самостоятельного приложения для Windows. Мало кому известен тот факт, что на начальном этапе создания данный пакет трехмерного моделирования назывался Sculptura и был переименован в Rhinoceros лишь в марте 1993 года. В апреле 1994 года вышел первый бета-релиз программы. Первый же официальный релиз Rhinoceros вышел только в октябре 1998 года. Спустя ещё 3 года — в августе 2001 — свет увидела 2-я версия программы. А уже чуть больше чем через год — в ноябре 2002 — в продажу поступил Rhino 3.0.

Выход третьей версии Rhinoceros для русскоговорящей аудитории можно в каком-то смысле считать эпохальным, ведь именно с неё началось массовое освоение этого пакета русскоязычными пользователями. Хотя сам этот пакет попал в Россию намного позже — примерно в 2004—2005 годах. С этого времени программа стала набирать всю большую популярность среди представителей различных направлений дизайна, но самое широкое распространение Rhino получил среди дизайнеров-ювелиров. До сих пор этот пакет занимает лидиpующие позиции среди программного обеспечения, используемого профессионалами из указанной сферы.