Ruhrstahl X-4


Ruhrstahl X-4 (Руршталь икс-4), известна также как «Крамер X-4» или «РК 344 Рур Шталь-Крамер» — ракета класса воздух-воздух, созданная во время Второй мировой войны в нацистской Германии инженером Максом Крамером[англ.], работавшим на «Рур Шталь АГ».

Прежде чем приступить к разработке управляемой ракеты класса «воздух-воздух», доктор-инженер Крамер несколько лет работал над созданием аппаратуры для управления бомбовым вооружением во время фазы планирования бомбы на цель. После этого у него родилась идея создать управляемые ракеты для поражения бомбардировщиков союзников. Идея воплотилась в ракете X-4.

Корпус ракеты сигарообразный, с четырьмя небольшими крестообразными рулями в хвостовой части и четырьмя большими крыльями. Корпус ракеты выполнен из алюминиевых сплавов, аэродинамические поверхности — из бакелитовой фанеры.

Сама ракета была сконструирована таким образом, чтобы её сборку могли производить низкоквалифицированные рабочие.

Жидкостный реактивный двигатель (ЖРДBMW-Flugmotorenbau 109—548, обеспечивал ракете скорость полёта порядка 900 км/ч (по другим данным 1100 км/ч) и был разработан группой ЖРД в Мюнхене под руководством Зборовского (H. Zborovwski).

Первоначально в качестве компонентов топлива использовались окислитель S-Stoff (96 % азотная кислота) и топливо R-Stoff (смесь 43 % триэтиламина и 57 % ксилидинов (весовое), в некоторых источниках — «Тонка-250», 50-52 % триэтиламина и 48-50 % ксилидинов (объёмное)), которое обеспечивало тягу ракетного двигателя в 130 кг, импульс 1350 кгс и время работы 20 секунд.