SM-62 Snark


Нортроп SM-62 «Снарк» (англ. Northrop SM-62 Snark, с 1947 по 1951 годы обозначалась SSM-A-3, с 1951 по 1955 — B-62) — американская стратегическая межконтинентальная крылатая ракета (КР). По американской классификации того времени — «беспилотный бомбардировщик» (pilotless bomber). Единственная когда-либо принятая на вооружение межконтинентальная крылатая ракета. Состояла на вооружении ВВС США с 1958 по 1961 год (фактически, боевое дежурство несла лишь в 1961 году) и вскоре была списана из-за морального устаревания.

Работа над программой крылатых ракет большой дальности началась в 1946 году. В разработке находились два проекта, названные в честь персонажей Льюиса Кэррола[прим. 1] — дозвуковой самолёт-снаряд MX775A «Снарк» (англ. Snark) и сверхзвуковой MX775B «Буджум» (англ. Boojum). Малый интерес со стороны ВВС к программе, обусловленный недоверием руководства к беспилотным бомбардировщикам, едва не привёл к её закрытию в том же году, но благодаря вмешательству Джона Нортропа и будущего первого начальника ВВС Карла Спаатца (англ. Carl Andrew Spaatz) программа была спасена.

Несмотря на их вмешательство, финансирование осуществлялось по остаточному принципу до 1955 года, когда президент Эйзенхауэр издал распоряжение о высшем приоритете работ над МБР и стратегическими ракетными программами.

К этому моменту заложенные в проект требования уже считались устаревшими, но тем не менее программа продолжалась. Первые лётные испытания у острова Вознесения, начавшиеся в 1957 году, дали крайне неудовлетворительный результат. Круговое вероятное отклонение (КВО) ракеты оказалось равным почти 31,5 км, что было чересчур даже для ядерной боевой части. Проблему удалось решить, применив систему астрокоррекции, что позволило свести КВО к вполне допустимым 7 км[прим. 2].

Техническая надёжность системы также была низкой. Необходимость поддержания траектории полёта с заданной точностью на всём протяжении длительного, 12-часового трансполярного перелёта от пунктов базирования на территории США к объектам на территории СССР привела к усложнению и, как результат, низкой надёжности навигационной системы. На испытаниях система управления часто проявляла тенденцию увода ракеты от заданного курса[прим. 3][источник не указан 3062 дня].

Межконтинентальная крылатая ракета «Снарк» была выполнена по схеме «бесхвостка» с высокорасположенным стреловидным крылом. Длина ракеты составляла 20,47 метра при размахе крыла 12,88 метра и стартовой массе 21 839 кг (27 200 кг с учётом массы стартовых ускорителей).