Scania-Vabis L10


Scania-Vabis L10/L40/L51 — серия среднетоннажных грузовых автомобилей[2], выпускавшихся шведским автопроизводителем Scania-Vabis в 1944 — 1959 годах.

Во время Второй мировой войны вся продукция Scania-Vabis шла на оснащение шведской армии и других государственных структур. В ожидании роста спроса на грузовые автомобили, компания разработала новое поколение машин для мирного времени. Первая послевоенная модель, L10, была представлена в 1944 году.[3] Это также был и первый грузовик Scania-Vabis с левым рулём. На серии L10 устанавливался 4-цилиндровый вариант представленного в конце 1930-х годов модульного двигателя, который также выпускался в 6- и 8-цилиндровом исполнении, работавший как на бензине, так и на дизельном топливе (в данном случае т.н. предкамерный двигатель). У грузовика существовала и полноприводная модификация, F10.

До войны Scania-Vabis импортировала часть комплектующих в Германии и Великобритании, но теперь они заменялись деталями шведского производства. Однако, не всегда этой замене сопутствовали соответствующие испытания, отчего у машин первых выпусков имелись проблемы с качеством, что стоило компании дополнительных расходов на гарантийный ремонт и репутационных потерь.[4]

В конце 1949 года Scania-Vabis представила модификацию двигателя D422 с непосредственным впрыском топлива, который был разработан в сотрудничестве с британским производителем грузовиков Leyland Motors.[4] Автомобили с новым 4-цилиндровым дизелем именовались L40, а конструктивно в остальном не отличались от бензиновой версии. В начале 1950-х годов было также выпущено небольшое количество полноприводных F40, не имевших, впрочем, особого коммерческого успеха. В 1951 году 4-ступенчатая коробка передач была заменена новой синхронизированной 5-ступенчатой. Из-за производимых двигателем на определённых оборотах вибраций, машина получила прозвище ”skakfyran”, "трясущаяся четвёрка".

Весной 1953 года была представлена последняя модификация модульных двигателей Scania-Vabis с увеличенным рабочим объёмом. Грузовик с 4-цилиндровым двигателем грузоподъемностью от 5,5 до 6 тонн теперь назывался L51 Drabant. Это был также первый грузовой автомобиль компании, получивший собственное имя.

Грузовик успел появиться в нескольких шведских лентах, в частности, в комедийном сериале «Банда Ольсена» (2-я серия, «Исправление Банды Ольсена», 1969 год)[5]