Sd.Kfz. 250


Sd.Kfz. 250, Sonderkraftfahrzeug 250 (специальное автотранспортное средство 250) — германский лёгкий[1] полугусеничный бронетранспортёр периода Второй мировой войны разработанный для нужд Вермахта конструкторами фирмы «Demag».

В основном предназначался для транспортировки половины пехотного отделения. Выпускался в нескольких модификациях, для различных нужд. Всего было выпущено 6 628 единиц всех модификаций, из них Sd.Kfz. 250 Alte — 4250, Sd.Kfz. 250 Neu — 2378.

Начало разработки легкого бронетранспортера было принято по заявке Главного командования сухопутных войск Вермахта от 18 октября 1939 г., (одновременно со средними бронетранспортерами Sd.Kfz. 251), так как было принято решение использовать для определенных специальных задач стрелковых подразделений — меньшую, и вероятно, более дешевую машину, поскольку для некоторых задач средние БТР казались слишком громоздкими.

Перед фирмой «Демаг» (согласно документу «Особого комитета Pz.V» от 1942 года, к разработке привлекалась и фирма «Büssing NAG» по танкостроению) была поставлена ​​задача разработать шасси для новой бронемашины на базе легкого тягача 1t (Sd.Kfz. 10) в конструкции D7, получившего тогда обозначение D7p. Изменения по сравнению с тягачом произошли по той же схеме, что и у среднего SPW. Адаптация радиатора к установке в броне, поворот руля на 90°, перенос топливного бака и выхлопной системы. Кроме того, использовались листы корпуса из броневой стали. Однако внешне узнаваемым изменением шасси стало укорочение цепной передачи на один ролик.

В отчете Управления вооружений сухопутных войск за май 1939 года новая машина называется бронетранспортером (Kfz. 250). В доказательстве боевой прочности 1104/1197 от 19 октября используется обозначение легкий бронетранспортер (Sd.Kfz. 250). 20 декабря 1939 года машина получила обозначение как бронированный тягач (Sd.Kfz. 250).

Корпус бронетранспортёра был сварен из прямых катаных броневых листов, расположенных под рациональными углами наклона. Существовало два варианта изготовления корпуса — старый вариант (alt) и новый (neu). У варианта neu корпус имел более простую конструкцию и собирался из меньшего числа деталей (9 деталей вместо 19 в варианте alt). По внешнему виду вариант neu был очень похож на корпус бронетранспортёра Sd.Kfz. 251 Ausf.D.