Société J. F. Cail & Cie


Société J. F. Cail & Cie (с фр. — «Общество Ж. Ф. Кая и Ко») — располагавшаяся в Париже промышленная компания периода Второй Французской империи. Была основана в 1850 году французским промышленником Жаном Франсуа Каем и выпускала силовые установки для промышленности (преимущественно сахарной), паровозы и мосты; более половины продукции экспортировалось в другие страны.

Предшественником является машиностроительная Société Ch.Derosne et Cail[фр.], которая в свою очередь была основана в 1836 году Шарлем Деросом[фр.] при поддержке Жана Кая на базе семейной аптеки Деросов. После февральской революции 1848 года (Шарль Дерос умер за два года до этого) данное предприятие было отдано на самоуправление рабочим, что однако привело к резкому сокращению производства, которое спустя всего два года практически прекратилось.

Чтобы избежать закрытия заводов, 6 июня 1850 года Кай создаёт новую организацию Société J. F. Cail & Cie со стартовым капиталом 7 миллионов франков. Её головной офис и основные машиностроительные мощности располагались в Шайо в доме 46 на набережной Билли (нынешняя Нью-Йоркская улица[фр.]), а в Грёнеле[фр.] на противоположном берегу Сены располагались кузницы, заготовительные и обрабатывающие мощности, что позволяло компании быть самодостаточной для удовлетворения своих потребностей; на то время это была крупнейшая во Франции промышленная компания.

В 1853 году компания открыла дочернее предприятие в Брюсселе, где был налажен выпуск оборудования для сахарной промышленности; имелись заводы также в Валансьене и Дуэ. В 1855 году она построила однопролётный Аркольский мост — самый первый в Париже стальной мост. Основной продукцией при этом были паровозы, в том числе компании от предшественника перешла лицензия на выпуск локомотивов британской системы «Крэмптон»[англ.]. Так как железнодорожная сеть во Франции в 1850-е годы была ещё слабо развита, с 1857 года компания Кая начала экспортировать локомотивы в Испанию и Россию (Петербурго-Варшавская, Московско-Рязанская, Шуйско-Ивановская, Киево-Балтская и другие дороги); доля экспорта от общего объёма выпуска достигала 59 %.

В сентябре 1861 года «Кай и компания» объединилась с совсем молодым предприятием Parent, Schaken, Caillet et Cie[фр.] (в 1865 году было переименовано в Fives-Lille[англ.]), которое специализировалось на выпуске металлических конструкций. Совместное предприятие занималось выпуском металлических мостов и сооружений, в том числе для Всемирной выставки 1867 года (на ней Кай получил две золотые медали) и для Киево-Балтской железной дороги, а также локомотивов.