Sperry


«Сперри» ([ˈsperɪ] англ. Sperry Corporation) — американская корпорация, функционировавшая в 19101986 гг. и занимавшаяся выпуском вооружения и военной техники, электротехники и электроники, в первую очередь военного назначения, а также промышленной и бытовой продукции. Корпорация была основана изобретателем и организатором производства Элмером Сперри, который и дал ей своё имя. При том, что основатель корпорации сам являлся выдающимся конструктором-новатором (второй американский изобретатель после Томаса Эдиссона по количеству патентов и зарегистрированных изобретений), собранный им коллектив научных и инженерно-технических кадров поддерживал корпоративную репутацию на высоком уровне, — корпорации принадлежит ряд революционных нововведений в сфере военной техники и электронно-вычислительной техники, в частности, на счету инженеров «Сперри» первый в мировой военной истории самолёт-снаряд — предшественник современных крылатых ракет,[1] первая принятая на вооружение радиоуправляемая ракета класса «воздух—воздух»,[1] создание авиагоризонта,[2] автопилота,[3] систем прицельного бомбометания,[4] корабельного стабилизатора,[5] разработка тонкоплёночных магнитных носителей информации,[6] оптимизация процессов получения и обработки информации до микросекунд, а затем наносекунд,[6] создание одного из ранних цифровых компьютеров и др. Компания «Сперри» была создана в 1910 году для реализации судовых гирокомпасов собственного производства, официально стала корпорацией 13 апреля 1933 года[7]. В 1986 году «Сперри» прекратила своё существование под данным именем, в результате слияния с корпорацией «Барроуз» был образован консорциум «Юнисис».

Элмер Сперри (1860—1930) зарегистрировал восемь компаний в конце XIX — начале XX вв. Все они имели различную производственную специализацию и в конечном итоге влились в новообразованную корпорацию.

Гирокомпас «Сперри» первой модели состоял из двух тысяч отдельных деталей, изготовленных вручную ювелирным способом, и по меркам своего времени считался «супергаджетом». Первым кораблём, на который в 1911 году был установлен гирокомпас «Сперри», стал дредноут «Делавэр».[7] В 1913 году компаньоны основателя корпорации Реджинальд Гилмор и Том Морган отправились в Лондон, где ими был основан британский филиал, который занимался среди прочего конкурентной разведкой и мониторингом последних достижений передовых европейских изобретателей в сфере систем управления огнём, незамедлительно направляя подробные отчёты в США[8].


Научно-исследовательский центр в Садбери
Компьютерный центр в Солт-Лейк-Сити