Steam Deck


Steam Deck — портативная игровая система, разработанная компанией Valve. Поступила в продажу в США и странах Европейского Союза 25 февраля 2022 года.

Первым шагом Valve в области аппаратного обеспечения стали Steam Machines — компьютерная спецификация на базе SteamOS, которую мог использовать любой производитель компьютеров для создания систем, оптимизированных для запуска Steam и игр c этой платформы. Представленные в 2015 году Steam Machines продавались не очень хорошо, и Valve свернула это направление в апреле 2018 года, хотя и подтвердила намерение создать некоторую открытую аппаратную платформу в будущем[1]. Дизайнер Steam Deck Стив Далтон сказал: «Со Steam Machines имела место классическая проблема курицы и яйца», поскольку для того, чтобы привлечь производителей к выпуску устройств, требовалось принятие Linux как геймерами, так и игровыми разработчиками[2]. Малое количество игр, доступных на Linux в течение срока службы Steam Machines, заставило Valve вложить средства в разработку Proton — слоя совместимости, позволяющего запускать большинство приложений и игр для Windows на Linux.

В концепцию Steam Deck вошли и другие элементы линейки Steam Machines. Steam Controller был разработан компанией Valve одновременно со Steam Machines. Некоторые из ранних прототипов контроллера включали небольшой ЖК-дисплей в центре контроллера, который можно было настроить как второй экран для отображения дополнительной информации во время игры. Предлагалось сделать Steam Link частью Steam Controller, чтобы он мог удалённо отображать игровой контент с компьютера под управлением Steam. Впоследствии Valve сочла это очень ранней концепцией Steam Deck. Неудачный опыт Steam Machines привёл Valve к пониманию того, что лучше разрабатывать игровое оборудование внутри компании.

Когда Valve рассматривала варианты вывода портативного устройства на рынок, предполагалось, что устройство должно быть способно воспроизводить почти всю библиотеку игр Steam. Хотя архитектура ARM является более оптимальной при использовании в портативных устройствах, было принято решение не отходить от x86 из-за более простой поддержки уже существующих игр для ПК. Только благодаря сотрудничеству с AMD Valve удалось найти подход к созданию портативного устройства, способного запускать все игры Steam без чрезмерной нагрузки на процессор[3]. Несмотря на скромные технические характеристики по сравнению с высокобюджетными игровыми ПК, производительность Steam Deck будет приемлемой в течение многих лет, в том числе благодаря поддержке таких технологий, как FidelityFX Super Resolution (FSR)[4]. В качестве операционной системы консоли Valve использовала собственный дистрибутив Linux SteamOS (на базе Arch Linux), оптимизированный под спецификации портативного устройства, поверх которого запускается Linux-клиент Steam, также учитывающий работу в портативном режиме[5].