StuG IV


Sturmgeschütz IV (StuG IV, Штурмгешютц IV, Штуг IV) — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны базе танка Pz.Kpfw. IV.

Серийно выпускалась с декабря 1943 по апрель 1945, всего выпущена 1163 машины. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd.Kfz.163[8]. Стимулом для создания подобной боевой машины стало недостаточное число штурмовых орудий StuG III. Поскольку развёртывание производства StuG III на имевшихся производственных мощностях фирмы «Крупп-Грузон» (производителя среднего танка PzKpfw IV) было бессмысленным с экономической точки зрения, был разработан проект установки рубки от StuG III на шасси PzKpfw IV. Этот проект стал отправной точкой в производстве StuG IV. С января 1944 года фирма «Крупп-Грузон» прекратила выпуск танка-базы и полностью перешла на производство StuG IV. Эти САУ активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны.

До настоящего времени сохранилось три экземпляра StuG IV (два в Польше и один в Латвии (в данный момент продан в РФ и находится в музее В. Задорожного, в танке отсутствуют двигатель и трансмиссия). В музее бронетанковой техники Учебного центра польских сухопутных сил в Познани находится единственный в мире работающий StuG IV.

В САУ данного типа использовался сварной корпус, использовавший в качестве основы корпус танка PzKpfw IV.

Толщина рубки 80 мм, съёмная. Крепление к корпусу болтами и уголками. На крыше имелась командирская башенка, толщиной брони 30—50 мм. На крыше размещался зенитный пулемёт MG 42 калибра 7,92 мм.

Двигатель Maybach HL 120 TRM, V12, жидкостного охлаждения. Мощность 300 л. с. Использовал в качестве топлива этилированный бензин OZ 74. Бензин размещался в трёх баках общей ёмкостью 430 л. Расход топлива составлял 195 л на 100 км. Запас хода по шоссе 210 км, 130 км по пересечённой местности.