System Shock


System Shock — компьютерная игра в жанре action-adventure, выпущенная в 1994 году. Игра разработана Looking Glass Studios и издана Origin Systems. Её режиссёром был Даг Чёрч[англ.], продюсером — Уоррен Спектор. События игры происходят на борту космической станции в киберпанковой вселенной 2072 года. Играя безымянным хакером, игрок пытается помешать планам враждебного искусственного интеллекта под названием SHODAN.

Физическая модель System Shock и геймплей существенно повлияли на дальнейшие игры жанра приключенческого боевика. Разработчики стремились построить геймплей и окружение игры за счет оптимизации механики предыдущих игр: Ultima Underworld: The Stygian Abyss и Ultima Underworld II: Labyrinth of Worlds[англ.].

Критики включили System Shock в несколько списков Славы. Игра имела умеренный коммерческий успех с объёмами продаж, превышающими 170 000 экземпляров, но в конечном итоге Looking Glass потеряли деньги на проекте. В 2016 году Nightdive Studios собрали более миллиона долларов на Kickstarter для создания ремейка игры.

Продолжение System Shock 2 было выпущено Looking Glass Studios и Irrational Games в 1999 году. В 2015 году была анонсирована System Shock 3.

System Shock является трёхмерным шутером[2]. События игры происходят внутри большой многоуровневой космической станции, где главный герой сражается с врагами и решает головоломки[2][3]. Прогресс игрока в значительной степени нелинеен[4]. Как и в Ultima Underworld[5], игрок использует курсор мыши, чтобы прицеливаться, взаимодействовать с объектами и манипулировать элементами HUD-интерфейса[6]. HUD позволяет игроку наклоняться влево или вправо, посмотреть вверх или вниз, приседать и ползать. На экране HUD можно сконфигурировать три «дисплея Мульти-функций» для отображения информации, например, показатели оружия, карта и инвентарь[6].

Сюжет игры раскрывается в записях логов и сообщениях электронной почты, игра не содержит неигровых персонажей, с которыми можно разговаривать[6][7][8]. На протяжении всей игры злобный искусственный интеллект SHODAN препятствует прогрессу игрока ловушками и заблокированными путями[9]. Компьютерные терминалы позволяют игроку временно войти в киберпространство; внутри игрок передвигается невесомо через каркас 3D-среды, собирая данные и вступая в борьбу против программ безопасности SHODAN. Действия в киберпространстве иногда влияют на события в физическом мире игры; например, некоторые запертые двери могут быть открыты только в киберпространстве[6]. Вне киберпространства игрок использует шестнадцать видов оружия, из которых максимум семь можно нести одновременно для борьбы с роботами, киборгами и мутантами, которые контролируются SHODAN. Метательное оружие часто имеет выбираемые типы боеприпасов с различными эффектами; например, «дартс-пистолет» может стрелять взрывными иглами или транквилизаторами[6][7]. Можно найти энергетическое оружие и несколько видов взрывных боеприпасов, от разрывных гранат до мин[6].