База данных шахматных окончаний


База данных шахматных окончаний — компьютеризированная база данных, содержащая предварительно рассчитанный исчерпывающий анализ шахматных эндшпилей. В такой базе данных хранятся оценки (выигрыш, ничья, поражение) для каждой возможной позиции шахматного окончания как при ходе белых, так и при ходе чёрных[1]. Некоторые распространённые базы данных также содержат количество ходов, необходимых для достижения теоретического результата (мат, переход в младший выигранный эндшпиль и т. п.) при наилучшей игре обеих сторон. Базы данных шахматных окончаний создаются путём ретроспективного анализа, двигаясь от всех возможных заключительных позиций в обратном направлении — в сторону увеличения количества ходов, необходимых для достижения этих заключительных позиций.

В компьютерных шахматах одним из наиболее популярных форматов баз данных шахматных окончаний являются эндшпильные таблицы Налимова. Эта база данных (состоящая из множества отдельных файлов-таблиц) названа именем новосибирского программиста Евгения Налимова, который предложил эффективный алгоритм для генерации эндшпильных баз данных. В таблицах Налимова имеются абсолютно точные варианты развития шахматной партии в эндшпиле. С помощью таблиц Налимова определяются все возможные варианты продолжения игры, все возможные результаты и число ходов, через которое при оптимальной игре партия придёт к мату слабейшей стороне[2].

Почти все современные компьютерные программы для игры в шахматы имеют опцию для подключения таблиц Налимова.

Время расчёта и объём баз данных шахматных окончаний экспоненциально возрастают с количеством участвующих фигур. Размеры баз данных зависят как от количества фигур, так и от формата самой базы.

К настоящему времени имеются базы данных для всех трёх-, четырёх-, пяти-, шести- и семифигурных окончаний (включая двух королей). Расчёт восьмифигурных окончаний проводится: просчитаны позиции без пешек[6] и позиции с двумя блокирующими друг друга пешками — белой и чёрной[7].

В истории компьютерных шахмат было несколько исследователей, высказывавших и реализовывавших идею игры компьютера в малофигурном окончании путём использования предварительно рассчитанной исчерпывающей таблицы всех возможных позиций.