TDRS


TDRS (англ. Tracking and Data Relay Satellite — Спутник сопровождения объектов и передачи данных) — тип американских геостационарных спутников связи, часть системы двойного назначения Tracking and data relay satellite system (TDRSS), используемой Вооружёнными силами США, НАСА и другими американскими правительственными организациями для организации связи и обмена информацией между низколетящими объектами (спутниками, МКС, воздушными шарами, самолетами, в том числе ударными БПЛА) и наземными станциями.

Первоначально спутники системы TDRSS предназначались для замены сети наземных станций космической связи. По естественным причинам время сеанса обмена данными с наземной станцией ограничено временем нахождения спутников в зоне хорошей радиовидимости. Проблема может быть решена с помощью строительства наземных станций в различных частях земного шара, в том числе не на своей территории, что несет известные политические риски и приводит к необходимости содержать большое количество обслуживающего персонала на множестве объектов, удаленных друг от друга на большие расстояния. Система TDRSS создавалась с целью уменьшить зависимость НАСА от сети наземных станций и увеличить число аппаратов, постоянно находящихся на связи. Другой целью было увеличение количества передаваемой информации.

Система TDRSS состоит из спутников, находящихся на геостационарной орбите. Первые семь аппаратов были построены корпорацией TRW Inc., следующие — спутникостроительным подразделением компании Boeing. Всего было запущено 10 спутников TDRS. Один, TDRS-В, был потерян при катастрофе шаттла Челленджер 28 января 1986 года. На 2013 год в системе работают 7 космических аппаратов. В декабре 2007 года компании Boeing были заказаны новые спутники (TDRS-L и TDRS-K). В ноябре 2011 года НАСА объявило о решении создать новое поколение спутников — TDRS-M.

Первый спутник системы TDRS был запущен на борту шаттла Челленджер 4 апреля 1983 года в ходе полета STS-6. Компания Boeing изготовила разгонный блок, который после отделения от шаттла на низкой опорной орбите должен был довывести спутник на высокоэнергетическую ГСО. Разгонный блок отработал нештатно, в результате чего спутник был выведен на нерасчетную орбиту. НАСА удалось завершить выведение, используя собственную двигательную установку TDRS-1, но это существенно сократило возможное время активного существования аппарата и увеличило затраты на его управление. Спутникам TDRS для нормальной работы в составе системы необходимо поддерживать определенное местоположение на орбите с помощью реактивных двигателей малой тяги, использующих бортовой запас топлива. Когда топливо заканчивается, коррекция орбиты становится невозможной, и спутник выводится из системы. Фактически это означает прекращение его работы.

Спутник TDRS-2 был потерян в результате катастрофы Челленджера в апреле 1986 года. По заключению комиссии среди основных причин, приведших к гибели шаттла, не указывалась нештатная работа полезной нагрузки в грузовом отсеке.