USS Maine (ACR-1)


Броненосный крейсер «Мэн», англ. USS Maine, ACR-1 (фактически — броненосец II-го класса) — боевой корабль ВМФ США, один из двух введенных в эксплуатацию в 1895 году американских броненосных кораблей, и первый военный корабль ВМФ США, названный в честь американского штата Мэн.

Корабль известен своей загадочной гибелью в Гаванской бухте, куда он прибыл 25 января 1898 года в связи с происходящими на Кубе народными выступлениями против колониального правления Испании. Вечером 15 февраля 1898 года корабль взорвался и затонул. В результате взрыва погибло 266 человек: 260 во время взрыва или вскоре после него, 6 скончались в больнице от полученных травм. Капитан Сигсби и большинство офицеров выжили, потому что их места были в кормовой части судна[2].

Гибель корабля и большей части экипажа получила широкую огласку в американской прессе, прямо или косвенно обвинявшей Испанию в подрыве крейсера, и таким образом сыграла роль катализатора в формировании общественного мнения в пользу начала испано-американской войны.

Вступление в строй бразильских броненосцев «Риачуэлло» и «Аквидабан» в 1883—1885 годах серьёзным образом изменило баланс военно-морских сил Западного Полушария. Хотя по европейским меркам оба бразильских корабля были очень небольшими и относились ко 2-му или даже 3-му классу, ни одна другая держава обоих Америк — даже Соединённые Штаты — в то время не располагала современными линкорами вообще. Два броненосца на некоторое время вывели Бразилию в сильнейшие морские державы Нового Света.

Американский флот в 1880-х годах пребывал в совершенно запущенном состоянии. Как мрачно заметил председатель комитета по морским делам Хиллари А. Герберт, «если бы весь наш флот встретился с „Риачуэлло“ в открытом море, то я сомневаюсь, что хоть один наш корабль вернулся бы в порт». Позиции изоляционистов в Конгрессе, настаивавших на крейсерской войне против коммерческого судоходства потенциальных европейских противников, были серьезнейшим образом поколеблены появлением современных линейных кораблей у потенциально враждебной державы вблизи американских берегов. Сторонники постройки современного флота, наконец, взяли верх и проектирование ответа началось немедленно.

В 1884 году бюро проектирования и ремонта представило к рассмотрению два проекта 7500-тонного броненосца и 5000-тонного крейсера. Секретарь флота Уильям Коллинс Уитли вместо этого запросил Конгресс о постройке двух 6000-тонных броненосных кораблей (требования по водоизмещению были ограничены ввиду небольших размеров существующих американских доков, модернизация которых только предполагалась). В 1886 году разрешение было получено, и флот приступил к составлению подробного проекта своих первых броненосных кораблей за долгие двадцать лет.