Vickers VC10


Vickers VC10 — британский дальнемагистральный авиалайнер. Разработан и производился компанией Vickers-Armstrongs (Aircraft) Ltd. Самолёт разрабатывался для эксплуатации на дальних маршрутах, включая африканское и азиатское направление, где эксплуатация предыдущих типов была затруднена высокими температурами воздуха (Сингапур, Карачи), зачастую - большой высотой аэропортов над уровнем моря и недостаточной длиной взлётно-посадочных полос (Кано, Найроби). VС-10 держал рекорд скорости по пересечению Атлантического океана среди дозвуковых пассажирских самолётов - 5 часов 1 минута до его побития в феврале 2020 Boeing 747 авиакомпании British Airways - Шторм Киара помог достичь время в 4 часа 56 минут;[1]. Первый полёт состоялся 29 июня 1962 года. Выпуск продолжался до 1970 года, построено 54 самолёта. Самолёт выведен из гражданской эксплуатации к 1981 году. До 20 сентября 2013 года несколько (изначально 14) самолётов, переоборудованных в топливозаправщики, использовались Королевскими ВВС Великобритании.

Самолёт VC10 вышел на маршруты авиаперевозок в 1964-65, а в 1965 году была выпущена его улучшенная модель Super VC10. Пассажиры находили полёты на VC10 весьма приятными по причине малого уровня шума в кабине и высокого уровня комфорта. Крупнейшим эксплуатантом самолёта была авиакомпания BOAC (позже British Airways). Три самолёта приобрела компания Ghana Airways. Некоторое число самолётов было приобретено другими компаниями (East African Airways, Air Ceylon и пр.). Авиакомпания British Airways, наследник BOAC, начала вывод VC10 из эксплуатации на трансатлантических маршрутах с 1974 года (среди прочего, по причине нефтяного кризиса 1973 года, когда возросшие цены на авиатопливо резко снизило рентабельность малоэкономичных типов самолётов). Сообщалось что часовый расход топлива Super VC10 в крейсерском режиме составлял 6500 кг/час, в свою очередь DC8-8-62 потреблял 5650 кг/час при аналогичной скорости и пассажировместимости. Этот фактор делал VC10 малопривлекательным для авиакомпаний. Возросшие требования к снижению шума в зоне аэропортов также сыграли свою роль в прекращении эксплуатации достаточно шумного VC10. Вывод самолётов из гражданской эксплуатации в Великобритании был завершён к 1981 году.

По данным сайта Aviation Safety Network по состоянию на 15 марта 2019 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 7 самолётов Vickers VC10.[3] Vickers VC10 пытались угнать 4 раза, при этом погиб 1 человек. Всего в этих происшествиях погибло 131 человек.[4]