Virgin Australia


Virgin Australia (ранее известная как Virgin Blue) — австралийская бюджетная авиакомпания, вторая в стране по объёму перевозок[2]. Самая крупная по размерам флота авиакомпания, использующая бренд Virgin. Была основана английским бизнесменом Ричардом Брэнсоном, управляется Virgin Group и базируется в Брисбене, Австралия.

Первый самолёт Virgin Blue поднялся в небо 31 августа 2000 года. На тот момент компания располагала четырьмя самолётами Boeing 737-400, взятыми в лизинг у сестринской авиакомпании Virgin Express, которые выполняли семь рейсов в день между Брисбеном и Сиднеем. Впоследствии маршрутная сеть авиакомпании расширилась и покрыла все крупные города Австралии и туристические направления.

Время выхода Virgin Blue на австралийский рынок оказалось весьма удачным, поскольку авиакомпания смогла заполнить вакуум, образовавшийся в авиаперевозках после банкротства авиакомпании Ansett в сентябре 2001 года. Банкротство Ansett позволило Virgin Blue быстро превратиться во второго по объёмам внутренних перевозок воздушного оператора, без необходимости конкурировать с крупными игроками рынка по ценам на авиабилеты. Кроме того, ситуация позволила авиакомпании получить доступ к необходимым площадям терминалов, без чего возможности роста были бы сильно ограничены. Тем не менее, задержки в переговорах по использованию бывшего терминала Ansett в аэропорту Сиднея вынудили Virgin Blue пользоваться своим изначальным терминалом дольше, чем следовало.

По мере роста авиакомпания приобретала новые самолёты, что позволило ей отказаться от старых Boeing 737-400, взятых в лизинг, заменив их на Boeing 737NG (700-й и 800-й серии) с современным остеклением кабины, новой авионикой и повышенной топливной эффективностью. Это в свою очередь привело к резкому росту объёмов авиаперевозок, осуществляемых Virgin Blue.

Доля холдинга Virgin Group в авиакомпании постепенно уменьшалась. Вначале это произошло в результате продажи половины акций австралийскому транспортному конгломерату Patrick Corporation, а затем в результате выхода Virgin Blue на фондовую биржу. В начале 2005 года Patrick предпринял попытку недружественного поглощения авиаперевозчика, направлением развития которого компания была недовольна на протяжении некоторого времени. В результате серии сделок доля Patrick в акционерном капитале компании достигла 62%, что дало им контроль над её деятельностью. Virgin Group сохранила долю в 25%. В мае 2006 года Toll Holdings приобрёл Patrick и стал основным акционером Virgin Blue. В июле 2008 года Toll полностью продал свою долю в авиакомпании и в настоящий момент владеет лишь 1,7% компании.