Бюджетная авиакомпания


Низкобюджетная авиакомпания, также недорогая, лоукостер, дискаунтер (англ. low-cost carrier, low-cost airline, также no-frills carrier, discount carrier, budget carrier) — авиакомпания, предлагающая крайне низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг.

Родина концепции «лоу-кост» — США, откуда она распространилась в Европе в начале 1990-х и в дальнейшем во многих странах мира. Термин «лоу-кост» заимствован во многие языки мира из английского языка, где первоначально относился ко всем авиакомпаниям с более низкой структурой эксплуатационных расходов, чем у их конкурентов. Хотя термин «лоу-кост» часто применяется к любым авиакомпаниям с низкими ценами на билеты и ограниченным набором услуг, независимо от их операционных моделей, лоу-кост-авиакомпании не стоит смешивать с региональными авиакомпаниями, работающим на коротких рейсах без сервиса или с авиалиниями с полным сервисом, но ограничивающими набор услуг.

Типичная бизнес-модель низкобюджетной авиакомпании обычно (но не всегда) включает следующие положения:

Не все низкобюджетные авиакомпании осуществляют весь перечисленный набор мероприятий (например, некоторые из них традиционно указывают номера мест в посадочных талонах, другие используют несколько типов самолётов).

В начале XX века в обществе был велик страх перед самолётами, поэтому авиаперевозчики завлекали пассажиров высоким сервисом обслуживания. Однако после окончания Второй мировой войны ситуация поменялась: люди стали более спокойно относиться к «металлическим птицам», а потому уровень сервиса на борту можно было снизить, при этом заметно сэкономив на себестоимости перевозок, а следовательно и на стоимости билетов. Помимо этого, после окончания военных действий армии начали сокращать размеры, в том числе списывать лишнюю технику, включая транспортные самолёты (особенно Douglas DC-3/C-47), которые достаточно быстро переделывались в пассажирские и продавались гражданским операторам, причём по низким ценам.

Первым авиаперевозчиком, начавшим экономить на обслуживании, можно считать бразильскую Redes Estaduais Aéreas Limitada (REAL), которая стала выполнять полёты в феврале 1946 года. В конце того же года (1946) в Калифорнии начала выполнять полёты компания Southwest Airways, которая к 1948 году фактически сформулировала основы для будущих лоукостеров. Используя эти принципы, весной 1949 года, также в Калифорнии, начала работу Pacific Southwest Airlines (не путать с предыдущей), которая является первой действительно успешной бюджетной авиакомпанией. Примечательно, что оба эти калифорнийских перевозчика образованы на базе авиашкол и поначалу базировались на собственных аэродромах.


Douglas DC-3 компаний Southwest Airways и Pacific Southwest Airlines — первых лоукостеров.
Самолёты оборудованы бортовым трапом, что позволило одновременно снизить время и финансы на наземном обслуживании