Yamaha DX7


Yamaha DX7 — цифровой синтезатор, выпущенный фирмой Yamaha в 1983 году. Был очень популярен в 1980-е годы, и, преимущественно из-за низкой стоимости и компактности, стал одной из наиболее продаваемых моделей за всю историю существования синтезаторов[1]. Всего за период с 1983-го по 1987 год было произведено 160 000 экземпляров[2]. Метод синтеза, используемый в данном инструменте, был разработан профессором Стэнфордского университета Джоном Чоунингом в 1970 году и получил название «FM-синтез». Синтезатор имеет 6 генераторов (операторов), которые могут быть соединены между собой 32 способами (алгоритмами). При наличии познаний в области FM-синтеза можно создавать новые звуки (патчи) непосредственно в синтезаторе, без наличия какой-либо дополнительной аппаратуры. В синтезаторе также имеется разъём для подключения картриджа памяти, что позволяет несколько расширить первоначальное количество патчей. Инструмент широко использовался в поп-музыке 1980-х годов, в том числе и в СССР.

На основе первой версии DX7 выпускался также настольный модуль (тон-генератор) TX7, идентичный по звучанию DX7, не имеющий собственной клавиатуры, и используемый чаще всего в студии.

Помимо широко известной модели DX7, в этой же линейке выпускались расширенные версии этой серии: DX5, с 76-нотной клавиатурой и в 2 раза расширенной звуковой памятью; DX1, с 73-нотной клавиатурой и некоторыми дополнительными возможностями. Кроме того, на основе DX7 была выпущена упрощенная и существенно «урезанная» модель DX9, которая особой популярностью не пользовалась (к тому же имела не 6, как в базовой модели, а лишь 4 оператора). Впрочем, как и DX1/DX5 (из-за дороговизны и большого веса последних).

Помимо этого, на основе DX7 выпускались и бюджетные модели, отличавшиеся меньшим количеством операторов (4) и нечувствительной к силе нажатия клавиатурой (DX21, DX27), а также компактный вариант этих моделей с уменьшенной по размерам клавиатурой — DX100.

Выпускался и 8-канальный модуль TX-816, состоявший из соединённых между собой 8 тон-генераторов (не путать с операторами) DX7 (то есть условно говоря, 8 модулей типа ТХ7, но в рэковом оформлении) и позволявший в студийной работе использовать одновременно до 8 звуков DX7/TX7.

Позже были выпущены обновлённые и изменённые версии DX7 — DX7S, DX7IID, DX7IIFD, а также рековый мультитембральный модуль на их основе — TX802. Также небольшим тиражом была выпущена юбилейная модификация DX7II — «Centennial», к 100-летней годовщине фирмы Yamaha, отличавшаяся от базовой DX7II серебристым цветом корпуса и клавиатурой в 76 нот (в то время как у обычных версий DX7/DX7S/DX7II клавиатуры состоят из 61 ноты (5 октав)).