ZERO


ZERO — направление современного искусства, начало которому положила группа художников-авангардистов Zero, основанная в Дюссельдорфе в конце 1950-х годов Хайнцем Маком и Отто Пине, к которым в 1961 году присоединился Гюнтер Юккер. Пине описал концепцию направления как «зону молчания и чистых возможностей для нового начала»[1]. Направление представляли художники Германии, Нидерландов, Бельгии, Франции, Швейцарии и Италии.

Направление основали Хайнц Мак, Отто Пиене и Гюнтер Иккер[2]. К нему примкнули художники из Франции (Арман, Жан Тенгели, Ив Кляйн и Бернар Обертен ), Италии (Лучо Фонтана, Пьеро Мандзони), Бельгии (Пол Бери) и Швейцарии (Кристиан Мегер)[3].

Многие из художников ZERO известны как представители других направлений, включая новый реализм, арте повера, минимал-арт, оп-арт, ленд-арт и кинетическое искусство[4].

Художники направления выдвинули в качестве главного принципа отказ от индивидуального стиля, что стало ответом на исключительно личный характер господствовавшего в искусстве абстрактного экспрессионизма в период после Второй мировой войны. В работах активно использовались новые и нетрадиционные материалы, включая свет, воду и огонь[2].

Художники Пол Бери, Пол ван Хойдонк, Жан Тенгели и Даниэль Споерри организовали в 1959 году в Хессенхёйсе в Антверпене выставку «Движение в видении — видение в движении» (Motion in Vision – Vision in Motion), которая стала первым международным показам направления ZERO. Как говорил Отто Пиене, она стала первой настоящей выставкой ZERO: предыдущие показы проходили в 1957 году в студии Хайнца Мака и Отто Пиене.

Уже в начале 1960-х годов художник Хэнк Питерс представил директору Городского музея Амстердама Виллему Сандбергу монохромные произведения молодого поколения европейских художников. После выставки 1962 года, на которой, помимо монохромных работ, появился цвет, вибрация, свет и движение, концепция направления получила дальнейшее развитие при участии Хайнца Мака, Отто Пиене и Гюнтера Юккера, а также Ива Кляйна и Пьеро Мандзони. На этой выставке, проведённой без куратора силами самих художников, были представлены работы не только европейцев, но и произведения представителей Северной и Южной Америки, а также Японии.