Арман (художник)


Арма́н, наст. имя Арма́н Пьер Фернандес (фр. Arman, Armand Pierre Fernandez; 17 ноября 1928, Ницца — 22 октября 2005, Нью-Йорк) — французский и американский художник, коллекционер, один из основателей нового реализма.

Арман изучает до 1949 года в Ницце философию, математику и декоративное искусство. В 1947 году знакомится с Ивом Кляйном. Под влиянием последнего увлекается буддизмом, астрологией и учением розенкрейцеров. В 1949—1951 годах изучает в Париже археологию и восточные культуры. В это же время начинает заниматься живописью, пишет картины в сюрреалистической манере.

В 1953 году, после окончания военной службы в Индокитае, возвращается в Ниццу, женится на Элиан Радиг (композитор; развелись в 1971) и продолжает рисовать, при этом склоняясь всё более к абстракционизму. В это время находится под сильным влиянием творчества Сержа Полякова, Джексона Поллока и Курта Швиттерса. В 1956 году состоялась первая выставка работ Армана, в Париже. В 1957—1958 годы художник путешествует по Турции, Афганистану и Ирану.

С 1959 года Арман оставляет почти на 30 лет занятия живописью и посвящает себя творческому новаторству. Так, он экспериментирует с отпечатками окрашенных предметов на полотне или бумаге, создаёт художественные объекты из нагромождений идентичных предметов, например кувшинов (так называемые аккумуляции).

Арман становится знаменитым 23 октября 1960 года в результате скандала, сопровождавшего выставку его работ в парижской галерее Ирис Клер — художник распорядился засыпать галерею до самого верха сорняками. 27 октября того же года он наряду с Ивом Кляйном, Пьером Пестани, Даниелем Шпёрри, Раймоном Хайнсом, Франсуа Дюфреном, Жаном Тенгели и др. участвует в организации художественного движения «новых реалистов» (Les Nouveaux Realistes). В этот же период Арман знакомится в Париже с американскими представителями поп-арта Джаспером Джонсом, Робертом Раушенбергом и Ларри Риверсом, а через Ива Кляйна устанавливает контакт с дюссельдорфской художественной группой ZERO.

К 1961 году относятся его первые «колер» (colères) — художественные акции, при которых объекты разбивались. В 1963 году Арман расширяет концепцию «колер», начиная разрезать предметы, а также взрывать их динамитом и выставлять затем останки на обозрение. В это время происходит его знакомство с Марселем Дюшаном. В 1967 году мастер принимает участие во Всемирной выставке в Монреале, создав аккумуляции из частей автомобилей. К 1970 году относятся его эксперименты с залитыми в бетон предметами и аккумуляциями.