Ахвердов, Абдуррагим-бек Асад-бек оглы


Абдуррагим-бек Асад-бек оглы Ахвердов (Ахвердиев)[1][2] (Абдуррагимбек Асадбей оглы Ахвердов[3], Абдул-Рахим бек Ахвердов[4]) (азерб. عبدالرحیم بك حق وئردیف, Əbdürrəhim bəy Əsəd bəy oğlu Haqverdiyev[* 1]; 17 [29] мая 1870, Шуша — 12 декабря 1933, Баку) — азербайджанский писатель, драматург, переводчик, публицист, театральный и общественный деятель, классик азербайджанской литературы.

Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1929), один из первых пяти депутатов Первой Госдумы России от Азербайджана, первый дирижёр во время демонстрации оперы «Лейли и Меджнун», основатель и руководитель театрального общества и общества писателей Азербайджана. Первый Посол Азербайджана в Горской Республике, а затем в Армении.

Абдуррагим-бек Ахвердов родился 17 (29) мая 1870 года в городе Шуша[1] в бекском роду Ахвердиевых. Его отец Асадбек был секретарём в уездном управлении. После того как в три года Абдуррагим потерял отца, он некоторое время жил у дяди. В 1880 году отчим Абдуррагима Г. Садыгбеков отдаёт его в школу. В 1890 году Ахвердов окончил шестой класс Шушинского реального училища и поступил в последний класс Тифлисского реального училища.

В 1891 Ахвердов, после окончания Тифлисского реального училища, для продолжения образования поехал в Петербург, где поступил в институт инженеров железнодорожного транспорта, и одновременно в качестве вольнослушателя посещал курсы восточного факультета университета. В Петербурге будущий драматург интересовался театром, часто посещал спектакли Александринского театра. Свои первые драматические произведения «Съешь гусиного мяса, узнаешь его вкус» (1892) и «Разорённое гнездо» (1896) написал в Петербурге.

В драме «Разорённое гнездо»(«Рассыпавшийся союз») Ахвердов изобразил разложение русского[4] и азербайджанского[3] дворянства в конце XIX века, социальную и семейную трагедию помещика. В пьесе «Несчастный юноша» (1900) Ахвердов впервые в азербайджанской драматургии создал образ молодого человека, вступающего в борьбу с патриархально-феодальными порядками. В исторической трагедии «Ага Мухаммед-шах Каджар» (1907) создал обобщённый образ восточного деспота. Пьеса Ахвердова «Волшебница пери» (1901), отразившая влияние на творчество символистской драматургии, утверждала идею непротивления злу.