Норт, Алекс


Исадор Сойфер (англ. Isadore Soifer, более известный как Алекс Норт англ. Alex North) — американский композитор. Родился в городе Честер (Пенсильвания). Работал во многих жанрах: в симфонической музыке, мюзиклах, театральных и хореографических постановках. Наибольшую известность получил как композитор кино. Среди его самых заметных работ саундтреки к картинам: «Трамвай „Желание“», «Спартак», «Клеопатра».

Выдающийся вклад Алекса Норта в киноискусство отмечен 15 номинациями на премию «Оскар» (является самым номинированным композитором в истории мирового кинематографа, который ни разу не получил её, наряду с Томасом Ньюманом) и почётной наградой Американской киноакадемии. Он также был награждён премиями «Золотой глобус» («Башмаки рыбака») и «Эмми» («Богач, бедняк»). Одна из самых узнаваемых композиций Алекса Норта песня «Unchained Melody», написанная в 1955 году и получившая вторую молодость благодаря картине «Привидение».

Алекс Норт родился в городе Честер (Пенсильвания) в еврейской семье выходцев из Украины, Джесси и Байлы Сойфер. Он рано остался без отца, который умер после неудачной операции по удалению аппендицита. Мать много работала, содержала бакалейную лавку, чтобы обеспечить семью из четверых сыновей, и все силы направляла на то, чтобы дать детям музыкальное образование[5]. Первые уроки игры на фортепьяно в 7 лет ему дал старший брат Джозеф[6].

До 12 лет учился в местной музыкальной школе, затем в Settlement Music School. В 1928—1929 гг. прошёл курс в Curtis Institute в Филадельфии. Большое впечатление на юношу произвело знакомство с джазом и свингом, поездки в Атлантик-Сити и посещение выступлений оркестров Пола Уайтмана и Теда Уимса[англ.][7]. Преподаватель Норта Джордж Бойл рекомендовал талантливому юноше продолжить обучение в серьёзном учебном заведении — Джульярдской школе[8].

В 1929 году Алекс переехал в Нью-Йорк и прошёл прослушивание у Фрэнка Дамроша из ведущей консерватории страны, получив в ней стипендию[9]. Алекс обучался в стенах Джульярда три года и в аттестате заслужил высокие оценки по теории музыки, гармонии и другим предметам. В 1932 году Алекс познакомился с Анной Соколов, танцовщицей из труппы Марты Грэм. Молодые люди имели много общего: русские и еврейские корни, любовь к музыке. Они стали встречаться, поддерживая профессиональные отношения. Алекс помог Анне организовать первую самостоятельную постановку «Антивоенную трилогию», для которой написал музыку, один из его первых опытов в композиции[10].

С детства Алекс не гнушался любой работы, помогая матери сводить концы с концами. Был разнорабочим, сотрудником газеты, даже продавал свежевыжатый апельсиновый сок. Переехав в Нью-Йорк Алекс прошёл курсы телеграфистов и устроился на работу в «Western Union». Стипендии не хватало на жизнь в большом городе. Пианист считал, что морзянка на ключе имеет хоть что-то общее с чувством ритма и поможет в его основной профессии. Около трёх лет он днём учился и по ночам работал, что лишало Алекса всех сил[11].