Клеопатра (фильм, 1963)


«Клеопа́тра» (англ. Cleopatra) — эпическая историческая драма режиссёра Джозефа Манкевича. Одна из вершин жанра, а также одна из наиболее известных работ актёрского дуэта Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона. Картина повествует о событиях 48—30 годов до н. э., рассказывая историю жизни и смерти Клеопатры, её отношений с Юлием Цезарем и Марком Антонием. Съёмки фильма прошли в Италии, Испании и Англии. Производство заняло более четырёх лет, и на съёмки было потрачено около 44 миллионов долларов (358 миллионов в ценах 2019 года). Элизабет Тейлор потребовала в качестве гонорара свыше 1 миллиона долларов и всего получила за участие в съёмках, по некоторым оценкам, до 7 миллионов[1].

«Клеопатра» считается одной из самых дорогостоящих картин и наиболее известным в истории кинематографа финансовым провалом[2]. Собрав в прокате 1963 года около 38 миллионов долларов, на показатели окупаемости картина вышла только в 1967 году, когда были проданы права на телевизионный показ. Затянувшееся производство, смена режиссёров, отстранение продюсера, перерасход бюджета привели компанию 20th Century Fox на грань банкротства и закончились смещением с поста президента компании Спироса Скураса. Пристальное внимание прессы привлёк скандальный роман на съёмочной площадке между Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном.

Фильм получил разноречивую оценку специалистов. Одним из главных недостатков стала стилистическая и жанровая неоднородность двух частей картины. Первая часть снята в традиции исторического фильма, а вторая — как мелодрама. Высокую оценку заслужила визуальная составляющая картины, актёрская игра Рекса Хэррисона, воплотившего образ Гая Юлия Цезаря, и исполнителей второго плана. Несмотря на четыре выигранные премии «Оскар», фильм обозначил закат эпохи пеплумов и всей студийной системы кинематографа.


Декорации гавани Александрии.
Ричард Бёртон (Марк Антоний) и Элизабет Тейлор (Клеопатра) в сцене на золотом корабле
Режиссёр Джозеф Манкевич — единственный режиссёр картины в титрах
Смерть Цезаря. Вариант сцены из официального трейлера картины
Сцена на золотом корабле — одна из центральных в картине. Сцена стала также и примером проведения съёмок высокой технической сложности. Издание American Cinematographer отметило в ней образцовую работу осветителей и оператора[102].
Торжественная процессия вступает на главную площадь Рима через Арку Константина. Одна из самых заметных ошибок-анахронизмов в картине. В реальной истории арка была построена на 350 лет позже показываемых в картине событий[124].
Сцена встречи Клеопатры в Риме — пример редкого сочетания инструментов в оркестровке мелодии.