Кассовый провал


Кассовый провал — коммерческий неуспех, прямой убыток или недостижение ожидаемых экономических результатов от финансовых вложений в какой-либо творческий проект. Повышение в большинстве стран уровня коммерциализации искусства делает понятие кассового провала актуальным для театра, шоу-бизнеса, издательского дела и особенно кинематографа. Следует отличать фактический Кассовый провал от заявленной убыточности проекта по данным бухгалтерского и налогового учёта компании, которая финансирует проект.

Кассовый провал не связан напрямую с художественными достоинствами произведения — он зависит лишь от бюджета проекта и его популярности у аудитории во время проката. В истории кино не раз бывали случаи, когда фильм, изначально провалившийся в прокате, впоследствии становился культовым.[1][2][3]

Неверно судить о финансовом успехе фильма только по показателю суммарной выручки (в англоязычных источниках именуется gross revenue), поступившей в кассы кинопрокатных организаций: сетей, реже отдельных кинотеатров. Последние оставляют часть этой выручки в качестве своего дохода. Размер этой доли в каждом случае регулируется отдельными контрактами и носит конфиденциальный характер. Можно говорить лишь о существующих на каждый период времени тенденциях распределения выручки между производителями (в ряде случаев — дистрибьюторами) фильмов и прокатчиками. В настоящее время эта тенденция такова: 45-50 % выручки в первые 2-3 недели после премьеры остаётся у кинопрокатных компаний; доля увеличивается при продлении сроков демонстрации картины и к 6-8 неделе может достигать 90 %. Эксперты РИА Новости оценивают долю прокатных организаций РФ в валовой выручке на уровне 50-55 %[4].

Большое влияние на коммерческий результат кинематографических проектов оказывает последующая, пост-прокатная реализация или сдача в прокат копий фильмов на различных носителях VHS, DVD, Blu-ray Disc и так далее. В информационных источниках IMDb и Box Office Mojo эта выручка отражается отдельно и может оказывать существенное влияние на финансовые результаты. Как и в случае проката, эта сумма уменьшается на долю в выручке торговых организаций. Примером такого развития экономики проекта может служить фильм Крёстный отец 3 (подробнее — в разделе Кассовые провалы кинематографа США).