Баудолино


«Баудоли́но» (итал. Baudolino) — четвёртый роман итальянского писателя, профессора семиотики Болонского университета Умберто Эко. Повествует о приключениях итальянца по имени Баудолино, усыновлённого императором Фридрихом Барбароссой, в реальном и мифическом христианском мире второй половины XII и начала XIII столетий. Опубликован в 2000 году; русский перевод романа вышел в издательстве «Симпозиум» три года спустя (переводчик Елена Костюкович).

В 1204 году Баудолино из Алессандрии в Пьемонте оказывается в Константинополе, не осознавая, что в разгаре Четвёртый Крестовый поход, который вверг город в хаос. В обстановке всеобщего беспорядка он встречает Никиту Хониата, Высшего судью, а также известного историка Византийской империи, и спасает ему жизнь.

Итальянец рассказывает византийскому хронисту историю своей жизни. Наречённый в честь Св. Баудолина крестьянский мальчик — уроженец тех же мест, что и сам Эко, — волей случая становится приёмным сыном Фридриха Барбароссы.

Баудолино — незаурядная личность, с ярким воображением и цепким рациональным умом. Он обладает уникальной способностью быстро изучать разные языки. Баудолино, прекрасный рассказчик, обладает одним загадочным свойством: любая его выдумка воспринимается окружающими как нечто реальное, и зачастую благодаря ей меняется ход истории.

Его история начинается в 1155 году, когда Баудолино, будучи ещё 14-летним юношей, вывел из тумана заплутавшего чужеземного путника, оказавшегося императором Фридрихом Барбароссой. Мальчик, предвкушая щедрость важного господина, закованного в латы, предрёк ему грядущую победу в битве, чем обратил на себя внимание и был выкуплен у его родителей. Так фантазии ещё молодого Баудолино начали вплетаться в сеть реальных событий. При дворе и на поле битвы он получает образование в чтении и латинском письме и узнаёт о борьбе за власть и сражениях, кипевших в его время в Северной Италии. Его посылают в Париж для изучения наук.

В Париже он заводит друзей — Поэта (прототип — Архипиита Кёльнский), Борона (прототип — Робер де Борон) и Кийота, или Гийота (прототипы — Kyot the Provençal, предполагаемый источник сюжета — «Парцифаля» Вольфрама фон Эшенбаха, а также Гийот Провенский), узнав о мифическом царстве пресвитера Иоанна.