Богородичный центр


Богоро́дичный центр[уточ. 1] — движение, возглавляемое «Собором Епископов», главой которого с момента создания до апреля 2009 года являлся Иоанн (Береславский)[1]. Ряд исследователей характеризуют «Богородичный центр» как новое религиозное движение, а другие причисляют к сектам[2]

Собственно название «Богородичный центр»[3] носила общественная организация («просветительский фонд»), созданная в 1991 году, в 1993 году переименованная в «Фонд Новой Святой Руси» и в 1999 году прекратившая своё существование. Под этим названием данная организация получила известность в СМИ в начале 1990-х[4]. С тех пор это название, а также наименование богородичники или богородичные часто используют для обозначения последователей данной организации[5].

В 1992 году в Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение «Община Церкви Божией Матери Преображающейся». Согласно требованиям принятого в 1997 году Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», оно было переименовано и действует по настоящее время как «Местная религиозная организация — Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы». Сами лидеры ЦБМД заявляют, что с конца 1970-х годы и до 1990—1991 года они принадлежали к катакомбному Православию[6].

Во всех официальных заявлениях Русской православной церкви, других общественных организаций, а также ряда государственных органов власти[7], а также публикациях ряда исследователей[5][8][9][10][11][12][13][14][15][16][17][18][19][20][21][22], в сообщениях СМИ[23][24][25] Богородичный центр характеризуется как обычная секта (от псевдохристианской до тоталитарной) и/или как «деструктивная религиозная организация».

Словарь-справочник «Новые религиозные культы, движения и организации в России» определяет вероисповедание «Православной Церкви Божией Матери Державная», возглавляемой архиепископом Иоанном (Береславским Вениамином Яковлевичем), как «одно из направлений в современном русском православии»[4].

Религиовед А. Н. Лещинский относит Богородичный центр к религиозным объединениям, связанным с православием, но не находящимся в юрисдикции ни одной из поместных Церквей, то есть альтернативным. Он заключает исследование выводом: «Православная Церковь Божией Матери Державная представляет богородичное движение в русском Православии»[26].