Буланже, Надя


Жюльетт Надя Буланже́ (фр. Juliette Nadia Boulanger; 16 сентября 1887, Париж, Франция — 22 октября 1979, там же) — французский композитор, музыкальный педагог, дирижёр, пианистка.

Родилась 16 сентября 1887 года в Париже в семье потомственных музыкантов: отец — композитор и дирижёр Эрнест Буланже, лауреат Большой Римской премии, преподаватель вокала в Парижской консерватории. Мать — певица Раиса Мышецкая (1856—1935), родилась в Санкт-Петербурге. Надя начала учиться музыке (орган, композиция) с 9-летнего возраста. С 1903 года помогала Г. Форе в его органном музицировании в церкви Ла Мадлен в Париже. Окончила Парижскую консерваторию, куда поступила в возрасте десяти лет.

После смерти любимой сестры Лили в 1918 году Надя Буланже практически оставила сочинительство, целиком посвятив себя преподаванию и пропаганде музыки. Начиная с 1920 года преподавала в Нормальной школе музыки, с 1921 года — в Американской консерватории в Фонтенбло, в Парижской консерватории и других учреждениях. Все её ученики должны были знать наизусть оба тома «Хорошо темперированного клавира» Баха. С 1948 года и до своей смерти в 1979 году была директором Американской консерватории в Фонтенбло. Она обучала Аарона Копланда, Филиппа Гласса, Игоря Маркевича и открыла миру Астора Пьяцоллу, которому помогла найти его индивидуальный стиль.

На заре своей карьеры, во второй половине 1900-х годов, Буланже активно концертировала как пианистка, прежде всего в дуэте с Раулем Пюньо. Первая мировая война и активнейшая педагогическая работа в Нормальной школе музыки и Американской консерватории в Фонтенбло значительно сократили её концертную деятельность, однако в 1924—1925 годах Буланже предприняла масштабное гастрольное турне по США как пианистка и органистка, среди прочего исполнив 11 января 1925 года в Нью-Йорке премьеру Симфонии для органа с оркестром Аарона Копленда (дирижировал Вальтер Дамрош)[6]. Фортепьянная часть заняла достойное место и в следующих, ещё более интенсивных и продолжительных американских гастролях Буланже в 1938 году; среди прочего, в это время она записала для лейбла His Master’s Voice альбом вальсов Иоганнеса Брамса для фортепиано в четыре руки, совместно с Дину Липатти. По воспоминаниям учившегося у Буланже в 1940-е гг. Клаудио Списа,

Она могла заставить фортепиано звучать как любой другой инструмент. Я не знаю, как она это делала, — это совершенная загадка[7].