Вебтун


Вебтун (кор. 웹툰) — южнокорейский цифровой комикс, обычно предназначенный для чтения на смартфонах. Вебтун можно назвать манхвой — термином, используемым для характеристики корейских комиксов.

Всплеск популярности вебтунов за пределами страны произошёл во многом благодаря тому, что манхву весьма удобно читать на смартфонах[1]. Поскольку цифровая манхва стала популярной, печатная публикация манхвы уменьшилась. Количество материалов, опубликованных в форме вебтунов, теперь достигло того же количества, что и опубликованных на физическом носителе[2].

Все вебтуны обычно имеют несколько общих черт: каждый выпуск публикуется на одной длинной вертикальной полосе (с использованием бесконечного холста, а не нескольких страниц, чтобы его было легче читать на смартфоне или компьютере); в отличие от манги, они чаще всего цветные, а не черно-белые, поскольку редко публикуются в физической форме; а некоторые имеют музыку и анимацию, которые воспроизводятся во время каждой главы. В случае Южной Кореи также имеют место другие законы о цензуре для материалов, публикуемых в Интернете, чем в печатных медиа, что привело к тому, что всё больше манхвы, носящей порнографический характер, производится и публикуется в виде вебтунов.

Веб-сайты, на которых размещаются вебтуны, используют различные модели оплаты. Некоторые предлагают ограниченный набор глав бесплатно, а остальные платно. Другие позволяют читать только определённое количество глав в день без оплаты.

Создатели вебтунов могут зарабатывать деньги на рекламе, отображаемой в их произведениях. До 2019 года создатели-любители могли зарабатывать деньги за счёт кредитов, предоставленных их фанатами. Деньги, которые получают профессиональные и любительские авторы, зависят от количества просмотров страницы[3].

Корейский веб-портал Daum создал в 2003 году отдел вебтунов, известный как Daum Webtoon, а затем, вслед за ней, Naver запустил Naver Webtoon в 2004 году[4]. Эти службы регулярно выпускают вебтуны, которые доступны бесплатно. По словам Дэвида Уэлша из Bloomberg, на комиксы приходится четверть всех продаж книг в Южной Корее, в то время как более 3 миллионов корейских пользователей заплатили за доступ к онлайн-манхвам, а 10 миллионов пользователей читают бесплатные вебтуны[5].