Вейсберг, Юлия Лазаревна


Юлия Лазаревна Вейсберг (в замужестве — Римская-Корсакова[3]; 25 декабря 1879 (6 января 1880), Оренбург — 1 марта 1942, Ленинград) — российский композитор, музыковед, переводчица.

Родилась в семье адвоката, титулярного советника Лазаря Осиповича Вейсберга (1847—1895) — заседателя Оренбургской палаты Уголовного и Гражданского суда, и его жены Марии Самойловны (?—1906)[4][5][6]. Выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского университета Л. О. Вейсберг поселился в Оренбурге в 1875 году и уже в следующем году был избран поверенным по делам города и городского общественного банка при городской Думе[7].

В 1903 году окончила Высшие женские курсы в Петербурге. С 1903 года училась в Петербургской консерватории (класс композиции) у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова. В 1912 году экстерном окончила Петербургскую консерваторию.

В 19211923 годах преподавала хоровое пение в музыкальной школе рабочей молодежи. В 1925—1928 годах возглавляла Ленинградскую ассоциацию современной музыки (ЛАСМ). Участвовала в первом концерте ЛАСМа, прошедшем 12 мая 1926 года в Большом зале Филармонии, в программе которого — наряду с её симфонической фантазией-кантатой для смешанного хора и оркестра «Двенадцать» — в первом отделении исполнялась Первая симфония Д. Д. Шостаковича. Работала в дирекции (правлении и художественном совете) Кружка друзей камерной музыки (КДКМ, 1925—1928).

Во время блокады Ленинграда в депрессивном состоянии находилась на лечении в психиатрической больнице[8]. Погибла вместе с сыном Всеволодом при артиллерийском обстреле города.

Переводила прозу и поэзию с немецкого, французского, еврейского и румынского языков, в том числе осуществила переводы и обработки молдавских народных песен. Переводила на русский язык музыковедческие работы Р. Роллана. Публиковала музыкальную критику в «Русской молве», с 1925 года — публицистику, воспоминания о музыкальной жизни Петербурга в «Жизни искусства» и других периодических изданиях. Была сотрудником журнала «Музыкальная новь» (1923—1924).