Взгляд Улисса


«Взгляд Улисса» (греч. Το Βλέμμα του Οδυσσέα, фр. Le Regard d'Ulysse) — кинофильм Тео Ангелопулоса. Получил Гран-при Каннского кинофестиваля 1995 года. Входит в список ста величайших фильмов по версии журнала Тайм[1].

Реальное путешествие главного героя в фильме, действие которого происходит в 1990-е годы, наложено на сцены из истории Балкан времён от 1900-х до 1950-х годов; периодически основная сюжетная линия прерывается, и главный герой оказывается в другом времени, но географически на том же месте. Кроме того, в сюжетную линию заложены прямые аналогии с «Одиссеей» Гомера: главный герой фильма совершает путешествие в поисках цели, тем самым являясь аналогом Одиссея (Улисса); его спутница, все роли которой играет одна и та же актриса, поочерёдно представляет Пенелопу, Калипсо, Цирцею и Навсикаю, в конце фильма снова на короткое время превращаясь в Пенелопу. Многие сцены могут быть отождествлены со сценами из Одиссеи. Однако, в отличие от поэмы Гомера, которая заканчивается возвращением Одиссея на родину, конец фильма остаётся открытым: зритель не понимает, закончилось ли путешествие главного героя.

Главный герой фильма, американский кинорежиссёр греческого происхождения, имя которого в фильме не названо (в сценарии он обозначен как А, Харви Кейтель), возвращается после многих лет отсутствия в Грецию в поисках трёх непроявленных роликов незаконченного фильма братьев Манаки. Фильм, снятый в 1905 году, должен стать первым греческим кинофильмом и первым фильмом, снятым на Балканах. Найдя фильм, А рассчитывает увидеть Балканы новым «взглядом», откуда и название фильма. В поисках фильма он совершает путешествие, которое начинается в Греции, и через Албанию, Македонию, Болгарию, Румынию, Сербию и Боснию приводит его в киноархив в Сараево. Действие фильма происходит в начале 1990-х годов, во время гражданской войны в Боснии и Герцеговине.

Фильм начинается с показа немого кино с ткущими деревенскими женщинами. Это и есть фильм братьев Манаки 1905 года, который ищет А. Зритель с самого начала знает ответ на вопрос о том, существует ли материал, и тем самым может отвлечься от сюжетной развязки и сосредоточиться на путешествии («одиссее») А. Затем следует сцена, в которой в 1954 году старик с кинокамерой, Янаки Манаки, снимает выход корабля из порта Салоников. За Манаки стоит его ассистент, который одновременно рассказывает А об этой сцене в 1990-е годы. Фильм постепенно становится цветным. В конце сцены Манаки, закончив съёмку, умирает от инфаркта, а ассистент идёт к правому краю экрана, где встречает стоящего А. Затем А идёт налево, но Манаки уже нет на сцене, а камера находит корабль.