Хесс, Петер фон


Петер фон Хесс[4], устар. Гесс (нем. Peter Heinrich Lambert von Hess; 29 июля 1792, Дюссельдорф — 4 апреля 1871, Мюнхен) — баварский придворный живописец, мастер исторического и батального жанров[5].

Петер Генрих Ламберт фон Хесс был сыном художника-гравёра Карла Эрнста Кристофа Хесса и старшим братом Генриха Марии фон Хесса. С 1782 года его отец был профессором гравюры в Дюссельдорфской академии искусств. В 1783 году отец переехал в Мюнхен, а затем вернулся в Дюссельдорф, где в 1791 году женился на Марии Ламбертинe, дочери Ламберта Крае. Первые уроки искусства Петер получил у отца в Дюссельдорфе. Хесс создавал гравюры начиная с 1800 года; по большей части, предпочитая изображения пейзажей и животных.

В 1806 году, в возрасте четырнадцати лет, Хесс был принят в Академию искусств в Мюнхене. Ему удалось пройти военную службу в генеральном штабе принца Карла Филиппа фон Вреде. Он сопровождал принца во время наполеоновских войн с 1813 по 1815 год, ему удалось также присутствовать на Венском конгрессе. За это время Хесс создал большое количество эскизов, которые затем легли в основу его картин маслом.

Позднее Хесс неоднократно совершал поездки по Швейцарии, Италии и Австрии. Его ранние картины с изображениями сцен из солдатской и простонародной жизни были обычно небольшого размера; первой широкоформатной многофигурной батальной картиной Петера Хесса было изображение битвы при Арси-сюр-Обе (20—21 марта 1814 года).

В 1833 году Петер фон Хесс сопровождал короля Оттона I в Грецию, после чего изобразил его приезд в Навплион и торжественный въезд в Афины (в двух картинах, находящихся в мюнхенской Новой пинакотеке); результатом его поездки в Грецию были, кроме того, 39 картин, представляющих главные эпизоды борьбы греков за независимость, выполненных им, в сотрудничестве с Нильсоном, и помещённых в аркадах Хофгартена (дворцового сада), в Мюнхене[6][7].

В 1839 году Гесс принял приглашение российского императора Николая I, прибыв в Санкт-Петербург и Москву. Художник изобразил основные события Отечественной войны с Наполеоном в двенадцати, заказанных императором, больших батальных картинах, изображающих главные битвы 1812 года: сражения при Смоленске, Бородине, Валутине, Клястицах, Тарутине, Мало-Ярославце, Полоцке, Лосьмине, Вязьме, Красном и Березине. Восемь из них экспонируются в санкт-петербургском Эрмитаже.