Дом под звёздным небом


«Дом под звёздным небом» — советский кинофильм 1991 года режиссёра Сергея Соловьёва. Последняя часть трилогии режиссёра «Асса» (1987) / «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) / «Дом под звёздным небом» (1991)[1].

В центре сюжета — семья крупного советского академика Башкирцева (Михаил Ульянов) (параллель с главным героем фильма «Укрощение огня»), преуспевающего учёного. Вернувшись из заграничной командировки, он обнаруживает за собой слежку. На его юбилей муж его дочери Константин приводит своего «товарища по Москонцерту» Валентина Компостерова (Александр Баширов), который ведёт себя крайне вызывающе. Взявшись показать фокус, он перепиливает супругу Константина, а затем, напившись, падает без чувств. На следующий день он заявляет, что не в состоянии теперь, когда «всё зарубцевалось», срастить две половины её тела. В дальнейшем Компостеров ведёт себя как настоящая «нечистая сила», принося в дом Башкирцева смерти и разорение. Башкирцев просит снабдить его охраной, и в его доме появляется всё больше милиционеров.

Дочь Башкирцева Ника (Мария Аниканова) встречает на Арбате юношу Тимофея, который играет на флейте и живёт в пустом ангаре, где строит из ворованных материалов воздушный шар. У них начинается роман.

После смерти и похорон академика, похищенного и замученного странными людьми (их действия пародируют стереотипы о тайных спецоперациях КГБ), его семья улетает в США, где живёт старший сын академика Борис. Ника остаётся, чтобы сделать какие-то дела. Компостеров появляется опять и, пригрозив Константину, оставшемуся в России, смертью, приезжает в дом. Тем не менее, о присутствии Ники Компостеров не знает. Когда он отъезжает за водкой, Константин, Ника и Тимофей сбегают на «Победе», и за ними тут же начинается погоня. Под перекрёстный огонь попадают умственно отсталый сантехник Жора и сам Компостеров, чей труп беглецы видят в изуродованной машине. Тем не менее, вскоре троица вновь сталкивается с Компостеровым, живым и невредимым; на этот раз его застрелил Константин, и якобы погибший монстр растворяется в воде. Когда Константин, Тимофей и Ника начинают подниматься на воздушном шаре, то вновь воскресший Компостеров убивает Костю лазерным лучом, но в конце концов Тимофею и Нике удаётся окончательно убить мерзавца, пристрелив его снова, спалив труп и помочившись на него. Они улетают на воздушном шаре как раз в тот момент, когда подъезжают КГБшники с целью захвата ребят.

В фильме отразились острые коллизии времени создания фильма (начало 1990-х), стремление освободиться от ощущения безнадёжности и сохранить свой дом. Критикам фильм запомнился тем, что «какая-то нечисть, то ли выродившиеся чекисты, то ли недоразвившиеся бандиты унижали и убивали академика Башкирцева, а его жену просто перепиливали пополам»[2]. Монологи и куплеты Компостерова пародируют антисемитизм.