Дополнительная дозированная засветка


Дополнительная дозированная засветка, ДДЗ — технология целенаправленного изменения характеристик фотоматериала его дополнительным равномерным экспонированием перед съёмкой или после неё[1]. Засветка производится строго дозированным светом малой интенсивности. В случае цветной засветки технология носит название зональной ДДЗ. Метод широко использовался советскими кинооператорами для регулировки цветопередачи и фотографической широты цветной негативной киноплёнки.

В Голливуде технология использовалась уже в начале 1970-х годов при съёмке контрастных сцен или для получения «приглушённого цвета», как это сделано в фильме «Долгое прощание». Одним из инициаторов практического применения засветки стал кинооператор Фредди Янг[2]. В СССР эксперименты с ДДЗ велись тогда же Владимиром Чумаком на киностудии «Ленфильм», но целенаправленно метод был впервые применён Дмитрием Долининым во время съёмок фильма «Не болит голова у дятла» в 1974 году[3]. Предварительная засветка позволила получить единый колорит изображения всей кинокартины, а также исправить недостатки цветопередачи советской киноплёнки. Следующими стали картины «Объяснение в любви» и «Фантазии Фарятьева» этого же оператора, а также «Венок из дубовых листьев», снятый А. Моцкусом[1]. Дополнительную засветку можно производить как до основной экспозиции, так и после неё при условии, что лабораторная обработка киноплёнки выполняется с минимальной задержкой. Сама засветка может осуществляться в кинокопировальном аппарате или в специальных приспособлениях, которые создавались киностудиями самостоятельно. Однако, кинооператоры предпочитали использовать киносъёмочный аппарат, поскольку в этом случае дополнительная экспозиция не затрагивала поверхность киноплёнки, выходящую за пределы кинокадра. Таким образом технологию удавалось «замаскировать» от контрольных служб кинокопировальных цехов и фабрик, не приветствовавших ДДЗ, и считавших её техническим браком[4].