Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина


Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина — опытно-конструкторское бюро, одно из ведущих предприятий России по разработке самолётов гражданского и военного назначения. Находится в Москве. Головное предприятие дивизиона транспортной авиации ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация».

Основано 13 января 1933 года приказом заместителя Народного комиссара тяжёлой промышленности СССР и начальника Главного управления авиационной промышленности Баранова П. И. об образовании на заводе № 39 имени В. Р. Менжинского Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) для организации замкнутого цикла проектирования и производства лёгких самолётов. Начальником ЦКБ и заместителем директора завода был назначен С. В. Ильюшин[1].

Одновременно Ильюшин руководил специально созданной конструкторской группой в составе бригады № 3. Первоначально в группу вошли 7 человек: С. М. Егер, В. В. Никитин, В. В. Калинин, С. Н. Черников, З. Н. Жевагина, А. Я. Левин, А. А. Сеньков. После перевода бригады № 3 на завод № 35 в ЦКБ была организована новая бригада № 3 уже под руководством Ильюшина. В бригаду пришли: М. Р. Бездетко, А. А. Белов, В. Н. Бугайский, А. И. Жуковский, В. П. Иванов, Я. А. Кутепов, Г. М. Литвинович, Б. Ф. Ляпин, Н. И. Максимов, Я. И. Мальцев, А. П. Наумов, В. Н. Семенов. Бригада занималась разработкой самолёта ЦКБ-26. 17.08.1936 бригада № 3 и опытный цех № 81 завода № 39 были преобразованы в самостоятельное ОКБ-39 под руководством главного конструктора С. В. Ильюшина. До начала войны ОКБ проектировало самолёты ДБ-3, ДБ-4, «БШ», ЦКБ-55 (прототип Ил-2), ЦКБ-30 (ДБ-3, первый серийный самолёт Ильюшина), ДБ-3Ф, ДБ-4 (ЦКБ-56). ОКБ неоднократно преобразовывали, но к апрелю 1942 года оно вернулось в Москву на новую производственную базу — завод № 240 Гражданского воздушного флота[2] и получило название ОКБ-240. Заместителями Ильюшина в тот период были В. Н. Бугайский и Я. И. Мальцев[3].

В 1940-х годах началось производство первых отечественных пассажирских массовых самолетов, которые положили начало созданию воздушной транспортной авиации в СССР[4].

24 декабря 1993 года Московский машиностроительный завод имени С. В. Ильюшина согласно приказу № 4 Департамента авиационной промышленности переименован в Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина.

14 апреля 1994 года распоряжением Правительства РФ № 475-р комплекс преобразован в акционерное общество открытого типа «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина», а 8 апреля 1996 года его организационно-правовая форма изменена на открытое акционерное общество.