сербохорв. Устав Социјалистичке Федеративне Републике Југославије од 1974 године / Ustav Socijalističke Federativne Republike Jugoslavije od 1974
Конституция СФРЮ 1974 года — третья[К 1] и последняя конституция Социалистической Федеративной Республики Югославии. Вступила в силу 21 февраля 1974 года, действие окончательно прекратилось в результате распада Югославии, завершившегося в 1992 году.
Разработана и принята, во многом, под давлением националистических настроений, исходивших от югославских республик (особенно от Словении и Хорватии), которые требовали себе большей экономической и политической самостоятельности. Подобные стремления фактически превратили страну в конфедеративное государство со слабой центральной властью и сильными частями федерации. Такой дисбаланс должен был компенсироваться, по мнению создателей и идеологов новой конституции, единством и руководящей ролью Союза коммунистов Югославии[4]. Конституционные преобразования подверглись резкой критике со стороны сербских учёных и интеллектуалов, высказывавших опасения, что необоснованное расширение прав и полномочий республик и автономных краёв в составе Югославии приведёт к стремительному росту национализма в составных частях федерации и к последующим требованиям о предоставлении им независимости. Однако высказанные замечания не были восприняты югославским руководством, а критики конституции подверглись гонениям и репрессиям. По замыслу создателей конституции, взятый государством курс на децентрализацию и укрепление правового статуса каждой федеральной единицы должны были гармонизировать национальные отношения между народами и народностями Югославии, основанные на идеях братства и единства.
Конституция 1974 года состояла из 406 статей и считалась одной из самых длинных конституций в мире. Конституционные положения базировались на десяти правовых принципах, которые представляли собой основополагающие начала устройства и организации югославского государства. Текст конституции отличался крайне низкой юридической техникой изложения, имел сложные и неясные формулировки. Большая часть конституционных положений была посвящена защите системы самоуправления от вмешательства государства, расширению представительства республик и автономных краёв во всех федеральных органах государственной власти и укреплению их самостоятельности в социально-экономической жизни в составе федерации. Хотя новая конституция в большей степени касалась вопросов кодификации социально-экономического строя в сторону дальнейшего усовершенствования и развития идей социалистического самоуправления, наиболее спорные в исторической перспективе последствия вытекали из её положений о государственном устройстве Югославии (в частности права народов Югославии на самоопределение, включая право на отделение от федерации), которые впоследствии использовались в качестве правового основания для оправдания распада Югославии и по-разному интерпретировались воюющими сторонами в ходе вооруженного конфликта в бывшей Югославии.