Лозовая, Ирина Евгеньевна


Ирина Евгеньевна Лозова́я (5 февраля 1950, Москва — 9 июля 2017, там же) — советский и российский музыковед, педагог, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Основная область научных исследований — церковно-певческое искусство Древней Руси и Византии.

Родилась в Москве, в семье военного инженера Евгения Фёдоровича Лозового. С детства занималась музыкой, в 1971 г. окончила с отличием теоретическое отделение Музыкального училища при Московской консерватории и поступила на теоретико-композиторский факультет консерватории. С 1973 г. под влиянием своего мужа М. Г. Коллонтая[1] стала заниматься исследованием древнерусской церковно-певческой традиции. В 1976 г. с отличием окончила консерваторию и поступила в аспирантуру (закончила в 1981 г.; научный руководитель — В. Н. Холопова). Защитила кандидатскую диссертацию «Самобытные черты столпового знаменного распева» (Киев, 1987 г.).

Работала научным редактором в издательствах «Советская энциклопедия» (1976–1989), «Композитор» (1990–1993), преподавала в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) (1992–1997).

С 1993 г. преподавала на кафедре истории русской музыки Московской консерватории, c 2000 г. — профессор. В 1995 г. возглавила Научно-исследовательский центр церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского при кафедре истории русской музыки (в 1994–1998 Кабинет; в сентябре 2017 г. преобразован в Научно-творческий центр церковной музыки)[2]. За эти годы организовала пять международных научных конференций в консерватории (1996–2014), по материалам которых под её редакцией были изданы сборники учёных записок «Гимнология» (7 выпусков, 2000–2017)[3]. Организатор секции «Византия и Древняя Русь: литургические и певческие традиции» в рамках международной научно-богословской конференции «Россия — Афон: тысячелетие духовного единства» (2006).

Разработала и вела (c 1994 г.) спецкурс «История русской музыки ΧΙ–ΧVII веков». Инициировала создание в консерватории разнообразных факультативных курсов, развивающих и углубляющих основное направление её творческой деятельности. Среди таких курсов: «Обучение знаменному пению на основе живой традиции», «Музыкальная палеография»[4], «Греческая палеография», «Славянская палеография», «Введение в византийское и древнерусское искусство», «Знаменное пение»[2]. С целью расширения литургического и общекультурного кругозора учащихся инициировала курс «История православного богослужения», который преподаётся и поныне.

С 1998 г. сотрудничала с Церковно-научным центром «Православная энциклопедия»: член его Научно-редакционного совета, научный куратор редакции «Богослужение и церковная музыка» (с 2004 г. — самостоятельной редакции «Церковная музыка»), автор ряда статей по тематике древнерусской и византийской церковной музыки[5].