Лонгрид


Лонгри́д (англ. longread; long read — букв. «долгое чтение») — формат подачи журналистских материалов, спецификой которого является большое количество письменного текста, разбитого на части с помощью различных мультимедийных элементов: фото, видео, инфографики и прочих[1]. Формат лонгрида в большей степени адаптирован к электронным носителям.

Важнейшим отличительным признаком является наличие содержательной основы, под которой фактически нужно понимать литературное произведение. Правильно выстроенный лонгрид должен восприниматься как целостная история. Часто лонгрид оформляется как отдельный сайт, со своей уникальной версткой, дизайном, что опять-таки отличает его от обычной статьи[2].

Лонгрид возник давно. В практике существует такое явление, как Longform journalism (лонгформ). В противовес журналистике, которая тяготеет к коротким формам статей, лонгформ находится между «традиционной» статьей и новеллой. Он часто принимает форму творчески переработанной литературы non-fiction или текстов нарративной журналистики. Именно нарративная журналистика — первоисточник, база для появления нового формата. Пионером в создании «новой журналистики» (а после — и лонгридов) являются США. Уже с 60-х гг. XX века журналистские нарративы печатаются в «The New Yorker», «Harper», «Esquire».

Статья, написанная в стиле нарративной журналистики, обладает драматической структурой, которая развивается по принципу возникновения, развития и кульминации конфликта, с четко очерченной сюжетной линией. Главное отличие нарративных журналистских текстов — субъективный характер изложения истории, или сторителлинг, который необходим не для констатации фактов, а для раскрытия драматических событий общественной жизни, оформленных в качестве историй[3].

Особенности нарративной журналистики и сторителлинга справедливы и для мультимедийного лонгрида с той лишь разницей, что переход с печатного носителя в интернет-среду дает еще больше возможностей для раскрытия темы и создания связи с читателем: фото, видео, инфографика и пр.

Ближе всех к границе с лонгридом подошла литература non-fiction. Для документальной литературы характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. При этом авторская точка зрения проявляется в отборе и структурировании материала, а также в оценке событий. Для документальной прозы характерны большой период времени, прошедший с момента описываемых событий, и воссоздание яркой, живой картины событий, психологического облика людей[4].