Martin B-10


Создан в начале 1930-х годов. Первый полёт совершил в 1932 году. Разработан и производился фирмой Glenn L. Martin Company. Применялся ВВС США во время Второй мировой войны. Всего было построено около 350 самолётов.

Американский скоростной бомбардировщик Martin B-10B показал на испытаниях скорость в 333 км/ч — это означало, что бомбардировщик становился недосягаем для многих современных ему истребителей-бипланов. За удачный проект фирма «Мартин» получила престижную награду «Collier Trophy» за вклад в развитие авиации, а также госзаказ на постройку 48 машин, вслед за которым поступило ещё несколько крупных заказов. К середине 30-х годов бомбардировщики фирмы «Мартин» B-10B и B-12A стали основой бомбардировочной авиации США.

Однако, время шло и технологическая гонка выходила на новые обороты. Истребители становились быстрее, а бомбардировщики мощнее, и B10-B начал устаревать. С 1937 года в войсках началась замена бомбардировщика B-10B на более прогрессивный Douglas B-18 Bolo. Вторую мировую войну бомбардировщик встретил на вооружении нескольких авиаполков США на Филиппинах. Самолёт B-10B участвовал в военных действиях: экспортные борта использовались в Голландской Ост-Индии, Китае, Таиланде как во время локальных конфликтов, так и в боях Второй мировой.

Насытив средними бомбардировщиками авиацию США, «Гленн Мартин» переключилась на экспортные заказы. Экспорт «модели 139» был разрешён госдепартаментом в 1936 году. Одним из первых образец американского скоростного бомбардировщика купил Советский Союз.

Осенью 1936 г. в Ленинград доставили разобранный самолёт «Мартин 139WR». На нём стояли моторы R-1820-F53 с двухшажными винтами «Гамильтон». Эта машина испытывалась в конце 1936 г. — начале 1937 г. Пилотировал её А.П. Чернавский. Испытания включали в себя воздушные стрельбы и бомбометание (макетами бомб) на полигоне под Ногинском.

Лётные данные американской машины большого интереса не вызывали. Самолёт, сконструированный в 1931 году, к 1937-му уже устарел. Отметили лишь хороший обзор, устойчивость и приятность пилотирования. «Мартин 139WR» по своим летным данным уступал и СБ с моторами М-100А, и ДБ-3 с М-85.