Меркава


«Меркава́» (ивр. מרכבהо файле‎ — «колесница») — комбинация основного боевого танка и бронетранспортёра, разработана и производится в Израиле. Первый серийный танк «Меркава Mk.1» был произведён в 1979 году[8]. Последней модификацией танка является «Меркава Барак», представленная в 2023 году. В своем составе «Меркава Барак» имеет единственные в мире ЭВМ, СУО, системы наблюдения, внедренные в танк, являющиеся одними из лучших в мире.[источник?]

Программа разработки танка «Меркава» была утверждена в августе 1970 года, вскоре после отказа Великобритании продать Израилю танки «Чифтен». Работы по проектированию возглавил генерал-майор Исраэль Таль, что необычно для мировой практики танкостроения. Таль был не инженером, а боевым офицером, участником всех арабо-израильских войн. Стальной макет танка был изготовлен уже в апреле 1971 года, в течение 1972-го отрабатывалась концепция переднего размещения моторно-трансмиссионного отделения (МТО) на переделанном танке «Центурион». В декабре 1974-го были построены два первых опытных образца. Первые 4 серийных танка были переданы АОИ в апреле 1979-го, а в октябре того же года «Меркава Mk.1» был официально принят на вооружение.

Танк изначально задумывался как комбинация танка и бронетранспортёра, поэтому его компоновка копирует советскую БМП: двигатель и трансмиссия расположены в передней части корпуса (но не на всю его ширину — слева оставлено место для механика-водителя); а в корме расположен отсек для перевозки шести десантников. Отсек имеет броневую дверь в корме, позволяющую десанту (и экипажу в критических ситуациях) покидать танк сзади.

Корпус и башня танка Mk.1 — литые, имеют большие углы наклона лобовой брони (до 75—80°). Съёмный верхний броневой лист МТО несколько приподнят по отношению к остальной части корпуса, и его кромка перекрывает нижнюю часть башни при виде спереди, защищая наиболее уязвимый в танке стык между башней и корпусом. В передней части верхнего бронелиста имеется откидная панель для доступа к двигателю и проведения на нём простейших регламентных работ. Поперечная бронеперегородка установлена внутри корпуса непосредственно перед двигателем, пространство между переборкой и лобовой деталью занято топливными баками. Ещё одна переборка из брони отделяет двигатель от боевого отделения.